Мопеды ссср до 50 кубов

Наше наследие: Каким был прародитель всех мопедов СССР

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

Сегодня мой рассказ о том, как в СССР появились мопеды. И о редкой модели ХВЗ В-901, которая считается первым серийным мотовелосипедом страны.

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

Попытки создать моторизированный велосипед предпринимались в СССР еще до Второй мировой войны. Известно как минимум о нескольких таких проектах. Двигатель пробовали ставить на велосипед и над передним колесом, под перекладиной рамы, под педальной кареткой и в районе задней втулки. Но дальше небольших опытных партий дело не пошло.

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

После войны на немецком оборудовании и комплектующих, было запущено производство 98-кубового мотоцикла К1-Б «Киевлянин» (копия Wanderer SP1) на вновь образованном заводе КМЗ. Его выпускали с 1945 по 1951 год, а первые три года даже получали немецкие двигатели Sachs по репарации. И если по своему строению «Киевлянин» и напоминал мотовелосипед, то формально он все же считался легким мотоциклом. Кому интересно, вот ссылка на видеообзор К1Б.
В те годы даже названия «мопед» еще не существовало, а потребность в легком и недорогом мототранспорте была огромной. КМЗ свернул выпуск 98-кубового «Киевлянина» и полностью переключился на выпуск тяжелых мотоциклов с коляском М-72.

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

Задание разработать легкий моторизированный велосипед получал и Харьковский велосипедный завод. Историю появления этого предприятия я подробно рассказывал. Первый образец мотовелосипеда здесь изготовили еще в 30-е годы и оснастили двигателем с ременной передачей на заднее колесо. Была даже выпущена опытная партия в 70 штук для «Наркомата связи», но в ходе эксплуатации оказалось, что такая конфигурация была крайне не надежной.
В 50-х в харьковском ЦКТБ Велостроения принялись развивать модель легкого ДВС изобретателя Прибылого, который уже давно досаждал конструкторов своими идеями о велосипедном двигателе.

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

Его разработки внимательно изучили и оказалось, что двигатель Прибылого – это именно то, что было нужно. Легкий, односкоростной, компактный, простой и экономичный, он легко помещался внутри рамы стандартных велосипедов типа В110 «Прогресс», да еще и требовал минимальных доработок для установки.

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

Двухтактный одноцилиндровый двигатель с золотниковым газораспределением, рабочим объемом цилиндра 45 куб. см, степень сжатия — около 5,2. Двигатель Д4 развивал мощность около 1 л.с. при 4000 — 4500 об/мин и имел цепной привод на заднее колесо. Велосипеды, с установленными на них Д-4, развивали скорость до 40 км/час.

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

Харьковский велозавод запускает даже серийное производство двигателя Д4 конструкции Прибылого, и они поступают в продажу, как комплект для самостоятельной установки на велосипеды.

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

Однако, выпуск таких сложных агрегатов, как двигатель, для ХВЗ оказался не профильным, и в 1956 году было принято решение передать их производство в Ленинград на моторный завод «Красный Октябрь».

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

Тем временем в ЦКТБ Велостроения уже накопили опыт эксплуатации моторизированных велосипедов и спроектировали первый советский мотовелосипед ХВЗ В-901, который выпускался только с двигателем. Именно он и стал прародителем всех мопедов СССР. ХВЗ В-901 выпускался очень недолго: с 1958 по 1962 год. Уже в ходе производства в него вносились изменения, и известно как минимум о двух поколениях ХВЗ В-901. В продажу они поступали с ценой 117-120 послереформенных рублей.

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

Он изначально уже имел отличия от стандартных велосипедов. В частности, на передней вилке были установлены амортизаторы, комплектовался колесами 26 дюймов с шинами 26*2 для езды по грунтовым дорогам. ХВЗ В-901 в обязательном порядке комплектовался фарой, энергию для которой вырабатывала динамка на заднем колесе. Подробно смотрите на видео.

Техническая характеристика мотовелосипеда ХВЗ В-901:
— База велосипеда- 1128 мм

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

-Высота рамы (расстояние между центром каретки и верхней частью подседельной трубы) — 500 мм
— Втулка заднего колеса — тормозная типа Tоrpedo
— Размер шин — 559 х 48 (26х 2)
— Двигатель Д-4, 45 куб.см., 1 л. с.
— Расход бензина. 1-1,2 литра на 100 км
— Вес велосипеда вместе с двигателем-27 кг.

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

Харьковское ЦКТБ Велостроения, с учетом опыта эксплуатации В-901, разработало и более совершенную модель В-902 с тем же двигателем Д4. Ее производство в 1958 году запускают на Львовском велосипедном заводе, который решено было полностью переключить на выпуск мотоциклетной продукции и переименовать в ЛМЗ. Выпускали ее и на Пензенском заводе ПМЗ.

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

Харьковский велосипедный завод в 1962 году завершил производство ХВЗ В-901 и больше к моторизированной тематике не возвращался. Разработкой же последующих моделей мопедов начали заниматься конструкторские бюро на вновь образованных заводах.

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

Двигатели конструкции Прибылого устанавливали и на рижские модели. Всего же в СССР было выпущено почти 10 млн двигателей Д4, Д5, Д6 и их последующих модификаций. Удивительно, но велосипедный двигатель конструкции Прибылого выпускают и по сей день в Китае без всяких лицензий. Поставляют их и на наш рынок. Так, что общий тираж этой разработки может быть огромен.

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

А ХВЗ В-901 вошел в историю, как самый первый серийный мотовелосипед СССР. Их было выпущено немного, всего 22 тыс. экземпляров, из которых до наших дней дожили считанные единицы.
Если кому-то интересно, как же едет ХВЗ В-901 и как он звучит? — вот видео реального экземпляра. Пишите в комментариях, кому приходилось ездить на таком или подобных.

Всем моим подписчикам – до новых встреч и новых историй об интересных моделях. Кто ими еще не является и считает эту статью интересной — не сочтите за труд подписаться.
Мой канал на YouTube

В статье использованы фото Виктора Ходеева и музея Андрея Мятиева

Комментарии 307

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

Да Д4 57 года — это очень удачная находка. Тоже есть такой один. Сейчас ищу Д4 харьковского производства. Их было совсем мало, но все-таки надеюсь найти.

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

На В902 были уже только 58 года

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

Амортизаторы скорее всего он имел в виду такие как на ХВЗ В901 на передней вилке. Но в комплекте с мотором они не шли. По крайней мере не слышал об этом. А для установки Д4 57 года действительно подойдет любой велосипед тех времен: ЗИС (Зил), ХВЗ, Минск, ЗИФ, ЖВЗ, ГАЗ и др., и даже Орленок. Первым документально подтвержденным велосипедом с Д4, согласно справке Прибылого, был ХВЗ В110 «Прогресс» в 1955 году. Представьте, что пройдет всего 3 года и их уже будут тысячами выпускать ХВЗ, ЛВЗ, а устанавливать двигатели завода КО будут по всей стране.

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

Спасибо. Я знаю, что в комплект этого набора система переднего амортизатора не шла… И Вы правы про 901. К чему я это? Нет ли у вас фото этой системы? Если да, то, не могли ли вы прислать несколько ее подробных фото ( думаю — пригодиться ) может займусь когда ни будь аудентичностю аппарата ( велосипеда)для своего Д4, так как понимаю, что найти для него 901 очень сложно

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

Спасибо. Я знаю, что в комплект этого набора система переднего амортизатора не шла… И Вы правы про 901. К чему я это? Нет ли у вас фото этой системы? Если да, то, не могли ли вы прислать несколько ее подробных фото ( думаю — пригодиться ) может займусь когда ни будь аудентичностю аппарата ( велосипеда)для своего Д4, так как понимаю, что найти для него 901 очень сложно

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

Спасибо (сей час есть представление) попробую поискать.

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

А по теме односкоростных могу вот еще что порекомендовать прочесть и посмотреть. Там есть редкие www.drive2.ru/b/564187454832116297/

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

OlegAC1 спасибо! Я про за Львовские односкоросные много, что читаю… и знаете почему вот Вам фото, ещё зимой приобрёл, все времени нет заняться (пусть лежит хлеба не просит время будет доберусь). У меня много что есть просто не рекламирую, а то «Гуру» налетят и это не то и то не так… от этого ни на что не подписываюсь и не вступаю в разные группы. Попробовал как то но там есть такие «спецы» что…По весне приобрёл очередную «Гаую» с орегенальным багажником. Он по всей видимости был сделан в то время по спец. Заказу под подвесные сумки. Ну выложил прося может кто видел с расчетом полного аутентичного восстановления.И тут такое от этих « спецов « началось… Что пришлось выложить фото оригинального багажника Риги2 говоря — да есть у меня настоящий. А мне тот жалко и я нашёл в нэте (картинку) похожий немецкий тех годов. Восстановлю люблю все необычное, вот такая история, а за статью спасибо, кстати кто то такой аппарат продавал, просто я не Львовянин а тот что стоит стало жалко вот и взял что бы несгнил.

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

МП045 в родном цвете и еще с Д5.

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

Источник

dymontiger

Интересное в сети!

Курьезы, юмор, а иногда и жесть, все это вы найдете здесь;)

Мотоциклы для граждан СССР играли очень важную роль. Часто, они были единственной возможностью обрести свободу передвижения. На них ездили на работу, в отпуск на моря, встречали детей из роддома и катали девчонок в деревнях. Современные байкеры пересели на спортбайки или чопперы иностранного производства и совершенно не знают историю отечественной мототехники. Мы решили, что пора на пару минут остановиться и вспомнить 10 самых народных, самых любимых и самых массовых мотоциклов из далекого СССР.

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

1. ИЖ Планета Спорт. Самый быстрый и технологичный

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

В 1973 году Ижевский мотозавод удивил всю страну, показав первый советский мотоцикл со спортивным уклоном «Планета Спорт». В отличие от всех более ранних мотоциклов, которые создавались по образу немецких моделей, Планета Спорт явно пытался быть похожим на японских мотоциклы 60-70х.

Благодаря высокому качеству изготовления, ИЖ Планета Спорт активно продавался на экспортных рынках, например, в Великобритании, Нидерландах и Финляндии. Советские байкеры разгонялись на них до 140 км/ч, что было неимоверной скоростью в те времена.

2. Восход. Самый деревенский

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

Мотоциклы «Восход» начали производить в городе Ковров, Владимирской области, в 1957 году. Это были очень неприхотливые одноцилиндровые мотоциклы (двигатель объемом 173,7 см3). Завод имени Дягтерёва постоянно усовершенствовал эту модель, выпуская на рынок вслед «Восходом» его модернизированные версии «Восход-2», «Восход-3, «Восход-3М». Последним мотоциклом «Восход» стала модель «3М-01» с двигателем мощностью 15 л.с.

Из-за своей надежности, мотоциклы «Восход» стали настоящими тружениками в тысячах советских деревень. Даже сейчас там без проблем можно найти мотоцикл «Восход» в неплохом состоянии.

3. М-62. Выбор милиции

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

Советская милиция, справедливая и неподкупная, в 50х-60х годах преимущественно передвигалась на мотоциклах с коляской. М-62, выпускаемый Ирбитским мотоциклетным заводом, был самым популярным выбором служителей закона. Его четырехтактный двигатель выдавал 28 л.с.

Интересный факт, что обычным гражданам СССР эксплуатировать «Уралы» без коляски в то время не разрешалось. Все-таки, эти мотоциклы были довольно тяжелыми в управлении. Но милиция использовала мотоциклы без колясок, что выглядело в глазах советских мальчишек очень крутым. Как тут не захочешь стать милиционером!

4. Тула-200. Для охотников и рыболовов

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

Советская мотопромышленность не выпускала квадроциклов (некоторые мелкосерийные модели, впрочем, все-таки производились, читай ниже), но для нужд охотников и рыболовов выпускался очень необычный мотоцикл Тула-200 с широченными внедорожными колесами. Массовое распространение таких мотоциклов пришлось на 1986-1988 годы.

Двигатель взяли от мотороллера «Тулица», увеличив его мощность до 13 л.с. Это позволило разгоняться на 200ке до 90 км/ч. В год выпускали по 10-12 тысяч таких байков, последний из которых сошел с конвейера завода в 1996 году. Кстати, на базе Тула-200 выпускали даже трайк!

5. ИЖ-49. Самый живучий

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

Надежный, живучий, красивый. Звук его двигателя для уха советского человека был сродни звуку мотора Harley-Davidson для американцев. Выпуск их начался в 1951 году. В своей основе, это была усовершенствованная конструкция немецкого мотоцикла DKW NZ 350. ИЖ-49 завоевали большую любовь населения и использовались во всех уголках огромного Советского Союза.

6. М-1А «Москва». Первый послевоенный

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

После войны на Московском велосипедном заводе освоили производство копии немецкого мотоцикла DKW RT125 со 125-кубовым двигателем. М-1А «Москва» стал первым послевоенным мотоциклов СССР. Это был простой и легкий мотоцикл, для производства которого не требовалось много металла и резины.

Такие мотоциклы в огромных количествах использовались для обучения мотоциклистов в школах ДОСААФ. Быть может, ваш дед учился именно на таком. В 1951 году производство передали в Минск на выстроенный там велосипедный завод. Практически идентичная модель производилась в Коврове под обозначением К-125.

7. Jawa 360. Самый красивый

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

В 70х на Явах ездил каждый третий мотоциклист. Всего в СССР было поставлено более 1 миллиона мотоциклов Jawa разных моделей, но 360 была самой красивой из всех. Сейчас вишневые мотоциклы с хромированными бензобаками называют «Старушка». Особо ценны экземпляры с боковой коляской из стеклоткани. Выпускали версии с 1-цилиндровым двигателем (250/260) или с 2-цилиндровым (350/360).

Кстати, Явы часто попадали в различные кинофильмы. Например, именно на Jawa 360 Геша Козодоев везет на рыбалку на Белую скалу Семена Семеновича Горбункова в фильме Бриллиантовая Рука.

8. ИЖ Планета. Родоначальник серии

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

В 1962 году Ижевский мотоциклетный завод приступил к выпуску принципиально новой для себя модели Иж Планета. Именно первое поколение этих мотоциклов задало вектор развития целого семейства, выпускавшегося до 2008 года ( ИЖ Планета 7).

9. Jawa 350/638. Мотоцикл ревущих 90х

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

Последняя из «Яв», продававшихся в СССР, Jawa 350 638, также стала «народным» мотоциклом. Успев выйти перед самой перестройкой, в 1984 году, эта модель часто появлялась в суровых фильмах конца 1980-х-начала 1990-х. Так «Яву 350 638» можно увидеть в драме «Авария – дочь мента» и боевике «Крысы, или Ночная мафия». Мотоциклу даже посвящена песня «Ява» популярной в те годы группы «Сектор газа».

10. Вятка ВП-150. Итальянская элегантность

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

Последний в нашем обзоре вовсе не мотоцикл, а мотороллер. Вятка ВП-150, прообразом которой стал итальянский скутер Vespa, по-праву считается самым элегантным двухколесным транспортным средством СССР.

Это был тихий и очень комфортный мотороллер, которым с легкостью управляли даже женщины. На базе Вятке делали целую гамму трехколесных мотороллеров с различными кузовами, которые активно эксплуатировались в городских грузоперевозках.

11. Рига-13. Первый мопед советских мальчишек

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

Мопеды на рижском заводе «Саркана звайгзне» начали производить еще в 1958 году. Многие мальчишки мечтали, чтобы родители подарили им мопед на день рожденья. Так и делали, поэтому мопеды, а особенно Рига-13, стали для многих первым транспортным средством.

Рига-13 начали производить в 1983 году. Оснащенный двигателем мощностью 1.3 л.с., он разгонялся всего до 40 км/ч. Для старта с места и движения в гору, «байкеру» рекомендовалось помогать двигателю вращая педали. Рига-13 производилась до 1998 года, став самой массовой моделью завода.

12. «Муравей». Грузовик для всех

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

На базе мотороллеров «Тула» Тульский машиностроительный завод выпускал огромное количество трехколесных грузовых мотороллеров «Муравей». Это был прорыв для советского союза, ведь продажа фургонов и универсалов гражданам СССР была запрещена. Так что такие мотороллеры были чуть ли не единственной возможностью перевозить небольшие партии грузов.

ТМЗ выпустил огромное количество таких мотороллеров. Они оснащались бортовыми платформами, самосвальными кузовами, фургонами и даже цистернами. Популярны они и сейчас.

13. ЗИД-175 4ШП. Первый советский квадроцикл

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

Удивительно, но в нашей стране, несмотря на местами полное отсутствие дорог, никогда массового не выпускали квадроциклов. Чуть ли не единственным более менее серийным экземпляром был ЗИД-175 4ШП, выпускавшийся на Заводе имени Дягтерёва.

Источник

Советские мотоциклы

ИЖ Планета Спорт. Самый быстрый и технологичный.

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов
В 1973 году Ижевский мотозавод удивил всю страну, показав первый советский мотоцикл со спортивным уклоном «Планета Спорт». В отличие от всех более ранних мотоциклов, которые создавались по образу немецких моделей, Планета Спорт явно пытался быть похожим на японских мотоциклы 60-70х.

Благодаря высокому качеству изготовления, ИЖ Планета Спорт активно продавался на экспортных рынках, например, в Великобритании, Нидерландах и Финляндии. Советские байкеры разгонялись на них до 140 км/ч, что было неимоверной скоростью в те времена.

Восход. Самый деревенский.

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов
Мотоциклы «Восход» начали производить в городе Ковров, Владимирской области, в 1957 году. Это были очень неприхотливые одноцилиндровые мотоциклы (двигатель объемом 173,7 см3). Завод имени Дягтерёва постоянно усовершенствовал эту модель, выпуская на рынок вслед «Восходом» его модернизированные версии «Восход-2», «Восход-3, «Восход-3М». Последним мотоциклом «Восход» стала модель «3М-01» с двигателем мощностью 15 л.с.

Из-за своей надежности, мотоциклы «Восход» стали настоящими тружениками в тысячах советских деревень. Даже сейчас там без проблем можно найти мотоцикл «Восход» в неплохом состоянии.

М-62. Выбор милиции.

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов
Советская милиция, справедливая и неподкупная, в 50х-60х годах преимущественно передвигалась на мотоциклах с коляской. М-62, выпускаемый Ирбитским мотоциклетным заводом, был самым популярным выбором служителей закона. Его четырехтактный двигатель выдавал 28 л.с.

Интересный факт, что обычным гражданам СССР эксплуатировать «Уралы» без коляски в то время не разрешалось. Все-таки, эти мотоциклы были довольно тяжелыми в управлении. Но милиция использовала мотоциклы без колясок, что выглядело в глазах советских мальчишек очень крутым. Как тут не захочешь стать милиционером!

М-1А «Москва»

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

Попробуем выстроить этот экскурс в мотоциклетное прошлое великой страны в хронологическом порядке. Возьмем послевоенный период, ну, просто потому, что он нам понятней и ближе.

Мотопром возрождался на базе лучших образцов трофейной техники. А ее в СССР было завезено немало. И вот уже на Московском велосипедном заводе осваивают производство копии немецкого мотоцикла DKW RT125 со 125-кубовым двигателем.

Аппарат называют М-1А «Москва». Это — первый послевоенный мотоцикл СССР — простой и легкий, для которого не требовалось много металла и резины.

На такой технике обучались мотоциклисты в школах ДОСААФ. В 1951 году производство передали в Минск на вновь построенный велосипедный завод. Почти такая же модель с индексом К-125 выпускалась в Коврове.

В 1951 году в Ижевске наладили выпуск модели «Иж-49». За основу, как и в случае с «Москвой», взяли трофейный аппарат. Правда, DKW NZ 350 подвергся некоторым усовершенствованиям, что сделало его только лучше — под нашей маркой, разумеется.

Мотоцикл получился надежный, очень живучий и невероятно красивый. Он и сегодня способен покорить своей внешностью истинного байкера — какая посадка, какие выверенные линии… Да, это была машина!

Завод производил версии с коляской, спортивные — для кросса и шоссе. Обладать ими сейчас — это не каждому под силу: «Иж-49» имеет коллекционную ценность. Купить его можно не меньше, чем за 100 тысяч рублей. При этом цена стремится к росту.

«Иж Планета»

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

1962 год. Ижевский мотоциклетный завод приступает к сборке принципиально новой для себя модели «Иж Планета», ставшей родоначальницей целого семейства, выпускавшегося до 2008 года («Иж Планета 7»).

Созданный на базе «Иж-56» мотоцикл среднего класса, предназначался для езды по дорогам с разным покрытием. Гарантийный пробег «Иж Планеты» по сравнению с предшественником вырос на 2 000 км, а срок службы деталей цилиндро — поршневой группы — в полтора раза (благодаря применению контактно-масляного воздухоочистителя).

Были установлены новый бензобак, легкосъемное седло, глушители. Вместо штампованного переднего и заднего крыла применены штамповано-сварные.

В действие «Иж Планета» приводил одноцилиндровый, двухтактный двигатель воздушного охлаждения. Коленчатый вал — сборный, прессованный. Картер — блочного типа. В передней части находится кривошипная камера, в задней размещена коробка передач. Картер состоит из двух половин с разъёмом по средней продольной плоскости. Педали ножного переключения передач и кикстартера расположены с левой стороны картера коробки передач.

Мотоцикл выпускался до 1966 года, всего было произведено 405 303 экземпляра — довольно приличный тираж по тем временам.

М-72. Самый боевой

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

М-72 не был первым армейским мотоциклом в СССР. В 1934 началась сборка первой советской тяжелой модели ПМЗ-А-750, а в 1939-м – «дублера» британского BSA и, как считается, лучшего довоенного мотоцикла в Союзе ТиЗ-АМ-600.

Однако именно М-72, конструкцию которых «подсмотрели» у немецкого BMW R71 (именно ими оснащался Вермахт), выйдя в трагичном 1941 году, выпускались всю войну. А потом еще и серьезно послужили народу в гражданских целях – последние экземпляры сошли с конвейера аж в 1960-м.
С 1941-го по 1945-й М-72 несли на себе бойцов, вооруженных противотанковыми ракетными комплексами, пулеметами или легкими минометами. С первых послевоенных лет – и долго после того – эти мотоциклы стали основным милицейским транспортом. А с 1954 года их могли для своих нужд купить и простые советские граждане.

«Потомков» М-72 в начале «нулевых» заказала Республиканская гвардия Саддама Хусейна. Но воспользоваться не успела – и боевые мотоциклы «пошли в народ». По желанию заказчиков иракские автомастерские ставят на «Уралы» дополнительную «активную и пассивную защиту» – броню и пулемет.

Л-300 «Красный Октябрь». Самый первый.

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

Самым первым серийным советским мотоциклом стал Л-300 «Красный октябрь».

В начале 1930-го ленинградские конструкторы подготовили его чертежи, вдохновляясь самым надежным байком того времени – немецким DKW Luxus 300. А уже осенью того же года была готова первая партия Л-300.

Выпускался мотоцикл до 1938 года, а потом на его основе создали не менее легендарные ИЖ-8. Этот «потомок» Л-300 даже попал на серебряные монеты… Новой Зеландии.

К слову, имя ИЖ-7 носили все те же Л-300, которые параллельно с ленинградским предприятием «Красным Октябрь» выпускали в Ижевске.

«Минск М1А». Первый белорусский

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

И по сей день самым «народным» мотоциклом в Беларуси остаются «минскачи». Они бегают по дорогам всего бывшего Союза, и не только. Но больше всего их, конечно, на родине.

Полувековой юбилей мотоциклы «Минск» перескочили уже давно (первые модели уже вполне заслуживают названия «винтаж»), и уже совсем скоро, 12 июля, они отметят свой уже 61-й день рождения.

Первым белорусским «байком» стал Минск М1А, имевший множество «родственников» не только в СССР, но и за рубежом. «Предок» мотоцикла был разработан в 1939 году немцами. DKW RT125 оказался настолько удачным, что под разными именами аналоги этого мотоцикла выпускались в 7 странах мира, включая США, Англию и Японию.

К слову, один из старых «минскачей» в суровых условиях испытал один из ведущих знаменитого британского шоу Top Gear Ричард Хаммонд. Он проехал на нем с юга на север почти весь Вьетнам. Резюме харизматичного «автоманьяка»: «Это АК-47 среди мотоциклов – надежный, простой, легкий в ремонте. Он изготовлен специально для тех стран, где нет дорог».

«Рига-1»

Эта модель до сих пор считается одним из самых красивых советских мопедов. У него телескопическая передняя вилка, задняя подвеска на пружинах, красивые глубокие колесные щитки и штампованная рама. Первые 50-кубовые моторы производились в Чехии на заводе Jawa. Но и «Рига-1» оказался сыроват, в результате чего был заменен на «Ригу-3».

«Паннония»

Мотоцикл «Паннония» стал еще одним культовым мотоциклом среди городской молодежи и мототуристов.

Производство «Паннонии» началось на заводе «Чаппель» в Будапеште в 1954 году. «Паннония» стала первым новым мотоциклом завода. Мотоцикл оснастили одноцилиндровым 250-кубовым двухтактным двигателем, четырехступенчатой КП. Новшеством оказалась закрытая цепная передача и дуплексная рама.
Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов
С 1954 по 1975 год в СССР было поставлено 286 959 мотоциклов.
Самой популярной моделью стала Pannonia 250 TLF. При весе 146 кг мотоцикл выдавал 18 л.с., не был привередлив к топливу, имел бак в 18 литров и надежную электрику. Кроме этого, завод выпускал модель с 350-кубовым двигателем и коляской.
Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов
Красота и совершенство линий мотоцикла до сих пор заставляют ценителей раритетов искать уцелевшие мотоциклы.

В 1968 году завод выпустил новую модель мотоцикла, скопированную с «Yamaha YDS-2», но в СССР решили, что мотоцикл слишком сложный и прекратили экспорт, после чего завод закрылся.

Ява (Jawa)

Марка дорожных мотоциклов, производимых в Тинец-над-Сазавоу (Чехословакия). СССР был основным импортёром Явы. Всего в Советский союз было поставлено более миллиона мотоциклов разных моделей. В советские времена мотоциклы Jawa считались лучшими из доступных в продаже на территории СССР.
Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов
Одним из народных названий модели Явы 360 стало «Ява-старуха» либо просто «старуха». «Старухи» с одноцилиндровым двигателем в народе назывались «чекушки», из-за объёма 250 кубических сантиметров.
Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов
Существует несколько модификаций, которые можно разделить на мотоциклы с 6В и 12В электрооборудованием. У 6В варианта менее мощный двигатель и слабый генератор, но, субъективно мотоциклы, оборудованные 6В оборудованием, красивее. «Jawa» являются мотоциклами того же класса, что и «Юпитер», но приятнее в эксплуатации.
Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов
Самой модной моделью в СССР была «Ява-368», которую начали выпускать в 1984 году. «Ява» имела двухтактный двухцилиндровый двигатель объемом в 343 куб.см. и мощностью в 26 л.с., максимальная скорость мотоцикла составляла 120 км/час.

«Чезет»

История легендарного «Чезет» (Cezet) уходит в довоенные времена, когда чехословацкий оружейный завод Ceska Zbrojovka (CZ) решил начать производство мотоциклов. В 1936 году завод произвел прототипы «Чезета», на основании которых позже возникли мотоциклы с двигателями в 250 и в 350 куб.см.

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов
В 1960-м году CZ запустил в серийное производство мотоциклы «Чезет». В СССР CZ ждал невиданный успех. Наравне с «Явой» этот мотоцикл пользовался успехом у рокеров, а «черный «Чезет» стал мечтой целого поколения.

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов
Знаменитый кроссовый Cezet появился на свет в 1962-м году. Мотоцикл был оснащен одноцилиндровым двухтактным двигателем в 250 куб.см. Звездный час «Чезета» продолжался до конца 60-х. На нем выступали и побеждали на чемпионатах гонщики из СССР, Бельгии и ГДР.

«ПМЗ-А-750»

В 1931 году началась разработка средних и тяжелых мотоциклов для армии и народного хозяйства. Первым стал тяжелый мотоцикл «НАТИ-А-750». Эта машина являла собой смешение традиций: в ходовую часть, сделанную по образу BMW, был вмонтирован силовой агрегат американского типа. «ПМЗ-А-750» применяли не только в армии, частях НКВД, но и на гражданской службе. Конструкция мотоцикла получилась прочной, но весьма капризной. В шутку буквы ПМЗ расшифровывали как «Попробуй меня заведи».

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

Вятка ВП-150. Итальянская элегантность.

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов
Последний в нашем обзоре вовсе не мотоцикл, а мотороллер. Вятка ВП-150, прообразом которой стал итальянский скутер Vespa, по-праву считается самым элегантным двухколесным транспортным средством СССР.

Это был тихий и очень комфортный мотороллер, которым с легкостью управляли даже женщины. На базе Вятке делали целую гамму трехколесных мотороллеров с различными кузовами, которые активно эксплуатировались в городских грузоперевозках.

«Тула-200»

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

В 1986 — 1988 годах в Советском Союзе выпускался очень необычный мотоцикл «Тула-200», который отличался широченными внедорожными колесами. Нужны они были потому, что модель предназначалась для охотников и рыболовов.

От мотороллера «Тулица» взяли мотор, форсировав его до 13 л.с. Это позволило разгоняться до 90 км/ч, хотя для такого аппарата скорость была не главным показателем, куда важнее ценилась проходимость.

ЗИД-175 4ШП. Первый советский квадроцикл.

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

Удивительно, но в нашей стране, несмотря на местами полное отсутствие дорог, никогда массового не выпускали квадроциклов. Чуть ли не единственным более менее серийным экземпляром был ЗИД-175 4ШП, выпускавшийся на Заводе имени Дягтерёва.

Конструкция была не очень удачной: слабый двигатель, сложные элементы трансмиссии. Наверное, поэтому широкого распространения такие квадроциклы не получили.

В 1958 году специально под двигатель “Д-4” Харьковский велозавод начал выпускать велосипед В-901.

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов
По сравнению с обычной дорожной машиной этот велосипед имел амортизатор в передней вилке и покрышки увеличенного размера. Видимо, В-901 можно считать первым советским массово выпускаемым мотовелосипедом. Затем производство мотовелосипедов было передано наЛьвовский завод “Металл” (с 1960 года “Львовский мотовелосипедный завод” — ЛМЗ). В этот же год завод начал выпуск мотовелосипедов В-902, отличающихся от В-901, главным образом, конструкцией рамы.

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов
В 1962 году конструкторское бюро завода создало мотовелосипед МВ-042 “Львовянка”. Это была принципиально новая модель со специальной несущей цельноштампованной рамой, телескопической передней вилкой и, даже, подпружиненной задней подвеской.

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов
На первых партиях “Львовянки” двигатель стоял все тот же — Д-4. В процессе последующей модернизации мопеда вместо задней вилки с центральной пружиной стали устанавливать двойные амортизаторы в алюминиевых кожухах. И, главное, на смену Д-4 пришел новый мотор — Д-5, с увеличенной до 6 единиц степенью сжатия. Мощность двигателя возросла до 1,2 л.с. при 4500 об/мин, расход топлива остался на уровне 1,5 л/100км.

Высокая тепловая напряженность Д-5 заставила конструкторов применить новый цилиндр с развитыми ребрами и съемной головкой.

На смену “Львовянке” пришел легкий мопед “МВ-044”, отличающийся развитым капотированием и угловатыми формами.

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов
В 1969 году стали выпускать новую модель — “МП-045” с усиленной рамой и бензобаком большей емкости.

Последний из легких мопедов, выпускавшихся Львовским мотовелосипедным заводом, это “МП-047” “Тиса”. После этой модели завод полностью перешел на выпуск тяжелых мопедов — “Верховин”, а впоследствии “Карпат”.

Следует отметить, что на всех легких мопедах Львовского завода устанавливались задние амортизаторы. Легкие мопеды других советских заводов, как, впрочем, и большинство зарубежных легких мопедов тех лет, такой “роскоши” не имели.

Практически одновременно с заводом в Львове, выпуск легких мопедов был налажен на рижском мотозаводе “Саркана звайгзне” (“Красная звезда”) и на Пензенском велосипедном заводе имени М.В. Фрунзе.

В качестве ходовой части первого легкого мопеда, выпуск которого был начат в Риге в 1959 году, послужил изготавливающийся здесь мужской велосипед “Рига-16”.

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов
На велосипед установили хорошо нам знакомый двигатель Д-4. (А. Попов, Остывшая звезда, “Мото”, №1, 2012 г., с.88). Получившаяся конструкция сильно напоминала мотовелосипед В-901 Харьковского велозавода.

“Верховина-5” (ЛМЗ-2.153)

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов
Производилась с 1974 года и отличалась сильно изменённым внешний видом. Мопед получил горизонтальный бак емкостью 7 л, другой багажник, новую переднюю вилку. На мопед устанавливали двигатель Ш-57.

В 1978 году начали выпускать “Верховину-6” (ЛМЗ-2.158) с несколько измененным дизайном и двигателем Ш-57, а позднее — Ш-58 с кикстартером.

Помимо базовой модели был начат выпуск также “Верховины-6-Спорт” и “Верховины-6-Турист”. “Верховины-6-Спорт” отличалась верхним расположением глушителя, рулем кроссового типа с перемычкой и подрессоренным щитком переднего колеса. У “Верховины-6-Турист” был ветровой щиток и две вместительные багажные сумки за седлом водителя.

Одна из “Верховин-6” стала двухмиллионным мопедом (!) Львовского мотозавода.
“Верховина-7” (ЛМЗ-2.159) — последняя из “Верховин” — производилась с апреля 1981 года. На мопеде была установлена новая передняя вилка, новая, более мощная, светотехника и новый багажник.

На“Верховину-7” ставили дефорсированные Ш-62(М), а позднее — В-50. Максимальная конструктивная скорость мопеда была снижена до 40 км/час.

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов
0 а в 1986-м был выпущен мокик “Карпаты-2” (ЛМЗ-2.161). Оба мокика “Карпаты”, в разработке которых принял участие филиал ВНИИТЭ в Ленинграде, оснащались двигателем Ш-58 или Ш-62 с бесконтактной системой зажигания.

Если говорить о внешних отличиях между мопедами “Верховина-7” и “Карпаты”, то самое очевидное — это измененная у “Карпат” форма рамы, бака, глушителя и боковых кожухов. Разработчики увеличили срок службы новой модели: гарантийный пробег мокика “Карпаты” составил 8000 км (у “Верховины-7” было 6000), а ресурс до первого капремонта — до 18000 км по сравнению с 15000 км у “Верховины”. Как и у “Верховины-6”, у мокика “Карпаты” тоже были аналогичные модификации — мопед “Карпаты-Турист” и молодежный мопед “Карпаты-Спорт”. В последствии еще производился мопед “Карпаты-2-Люкс”, отличительной особенностью которого были указатели поворота.

В 1988-м году Львовский мотозавод выпустил 123 тысяч мопедов. Когда-то объемы производства этого завода были вдвое больше, однако, во второй половине 80-х пришлось сокращать выпуск 50-кубовых машин из-за падения спроса и активно разрабатывать новые модели для привлечения покупателей. Была разработана новая модель ЛМЗ-2.164.В 1990 году Серпуховский НИИ мотоциклостроения сконструировал новую современную модель двигателя Д-51 с лепестковым клапаном на впуске и автоматическим центробежным сцеплением, который предполагалось устанавливать на новые модели львовских мопедов, однако в серию двигатель не пошел…

Развал единой страны привел к гибели и Львовский мотозавод. Сейчас на его территории спортивный комплекс “Интер-спорт”, а также множество мелких фирм, не имеющих к мопедам никакого отношения.
Подводя итоги советскому этапу истории отечественного мотостроения, можно отметить, что в 60-е — 70-е годы мопед был одними из наиболее доступных транспортных средств для населения страны. Мопеды выпускались миллионами штук, дефицита мопедов в торговой сети (может быть, за исключением отдельных моделей) никогда не было. Мопеды были доступны и по цене. Например, в 1975 году мопед “Рига-7” стоил 112 руб, “Рига-12” — 186 руб, “Верховина-5” — 196 — 198 руб (в зависимости от комплектации). Для сравнения — цена мотороллера “Электрон” была 270 руб, мотоциклов “Минск-105” — 330 рублей, “Восход-2” — около 420 рублей и т.д. Двухколесную мототехнику, в особенности мопеды, мог приобрести любой трудящийся.

Любопытно, что обогнав фирмы ФРГ и Франции, положившие начало массовому выпуску малых мотосредств, к началу 80-х годов XX века мы заняли третье место в мире (после Японии и Италии) по производству мопедов и стали постав­лять их на внешний рынок (например, в Венгрию, Польшу, Анголу, Бангладеш, на Кубу и даже в Италию). (М. Леонов, Каким быть молодежному мопеду?, “Техника — молодёжи”, № 3, 1983, с. 48).

Жизнь после смерти – производство мопедов в постсоветской РФ

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов
Единственный завод в РФ, в настоящее время серийно выпускающий тяжелые мопеды отечественной разработки, это Завод имени Дягтерева в городе Коврове. Еще в 90-е годы предприятие начало выпускать мокик спортивного типа ЗиД-50 “Пилот”. Мокик с сухой массой 81 кг снабжен двухтактным двигателем объемом 49,9 куб. см мощностью 3,5 л.с. Двигатель имеет трехступенчатую коробку передач. Максимальная конструктивная скорость (по документам) — 50 км/час. Реально, мопед разгоняется до 70 км/час, что не удивительно при таких параметрах двигателя. Позднее была разработана модификация “Пилота” — мокик ЗиД-50-01 “Актив” Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов
0 с измененным дизайном. В последние годы, как на “Пилот”, так и на “Актив”, наряду с двухтактными, стали устанавливать китайские четырехтактные двигатели Lifan 1P39FMB-C и Lifan 1P39QMB объемом 49,5 куб. см и мощностью 3,4 л.с.

С китайским “четырехтакником” завод стал выпускать еще и скутер. Это “ЗиД”-“Lifan”.
К сожалению, “Пилоты” и “Активы” с китайским двигателем ощутимо дороже аналогичных полностью китайских моделей.

На “ЗИДе” также была предпринята попытка выпуска мокика малого класса ЗиД-36 “Птаха”. Мокик весил всего 35 кг, был снабжен двухтактным двигателем с двухступенчатой коробкой передач объемом 36,3 куб. см и мощностью 1,5 л.с.. Максимальная конструктивная скорость “Птахи” была 30 км/час. (Реально можно было разогнать до 45 км/час).

Увы, спрос на “Птаху” оказался значительно ниже, чем на “Пилота”.
Помимо скутера с китайским двигателем “LIFAN”, ЗИД еще в 2000 году разработал скутер “ЗДК-2.205” — “Аркан”.

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов
Снаряженная масса скутера составляла 100 килограммов, на нем было установлено двойное седло и подножки для пассажира. Большое количество деталей скутера было унифицировано с мокиком “Пилот”. “Аркан” имел двигатель мощностью 3,5 л.с., дооборудованный вентилятором с механическим приводом, электростартером, системой раздельной смазки. Трансмиссия — с ручным сцеплением, 3-ступенчатой КП и цепным приводом на колесо, осталось аналогичной “Пилоту”. Всего выпустили 500 “Арканов”, после чего производство их было прекращено.

Вятско-Полянский машиностроительный завод “Молот”, в советское время производивший мотороллеры “Электрон”, в 1998 году начал выпускать скутер ВМЗ-2.503 “Стриж”

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов
с двухтактным двигателем “Симсон”. Его мощности в 3,7 л.с. (при 5500 об/мин) хватало, чтобы разгонять экипаж до 60 км/ч. В моторе применялось косозубое зацепление шестерен передачи от двигателя к сцеплению, 4-ступенчатая коробка передач, электронная система зажигания. Однако, “Стриж” пользовался малым спросом у покупателей, и вскоре его производство было свернуто.

Возможно, помимо конкуренции со стороны дешевых “бэушных” японских скутеров, определенную роль сыграло, что и “Аркан” и “Стриж” имели механические коробки передач и были рассчитаны на мотолюбителей со стажем. А молодежь предпочитала скутера с автоматическим сцеплением и вариатором.

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов
На ГУП “Ленинградский Северный завод” (ЛСЗ) в 1994 году был разработан мопед ЛСЗ — 1.415 «Пегас»Это был мопед классической компоновки с запуском двигателя педалями велосипедного типа, одноцилиндровым двухтактным двигателем без коробки передач, передней телескопической вилкой и задней подвеской с качающимся блоком двигатель-трансмиссия. На мопед устанавливали двигатель Д-14 объемом 45 куб см и мощностью 1,8 л.с. Максимальная конструктивная скорость “Пегаса” была 40 км/ч.

К сожалению, у “Пегаса” выявилось немало недостатков. В частности, характеристика двигателя Д-14 делала проблематичными троганье на моторе с места и езду с малой скоростью. В итоге, отсутствие спроса заставило снять модель с производства.

После этого, для “Пегаса” в 2002 году был приобретен индийский двигатель Ankur CM-50 имеющий автоматическое центробежное сцепление. Двигатель имел объем 49 куб. см и развивал мощность 2,4 л.с., разгоняя мопед до 50 км/час. Полученная модификация получила название “Пегас-31”. А в 2005 году был выпущен “ПЕГАС-33” с кикстартером.

На Санкт-Петербургском (Ленинградском) “Красном Октябре”, долгие годы выпускавшем двигатели серии “Д”, в 90-х тоже пытались наладить выпуск малокубатурной мототехники с мотором Д — 16. Было собрано и реализовано населению небольшое количество мокиков серии “Фора-спринт”, “Фора-классик” и “Фора-мини”.

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов
Двигатель Д-16 имел объем 49 куб. см и мощность 2,2 л.с., напоминая шауляские моторы, устанавливающиеся в былые годы на “тяжелые” “Риги” и “Верховины”.

Однако по причинам экономического характера массовое производство мопедов серии “Фора” развернуть не удалось.

В конце 90-х годов Тульский машиностроительный завод разработал мокик “Фрегат”.

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов
Мопед имел уникальную дугообразную раму (как у детской парковой качалки) и переднюю вилку оригинальной конструкции.

Были изготовлены опытные образцы “Фрегата” с разными моторами: “ЗиД-50”, “ВП-50” и, даже, “Franco Morini” с 4-ступенчатой коробкой передач. Но, в серию мопед запущен не был.

Ижевский завод разработал самый тяжелый из отечественных мокиков ИЖ 2.673 «Корнет»

Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть фото Мопеды ссср до 50 кубов. Смотреть картинку Мопеды ссср до 50 кубов. Картинка про Мопеды ссср до 50 кубов. Фото Мопеды ссср до 50 кубов

Его снаряженная масса превышала 90 кг. По внешнему виду “Корнет гораздо больше напоминал мощный мотоцикл, а не мопед. Двухтактный двигатель “Корнета” имел рабочий объем 49,6 куб. см, развивал мощность 3 л.с. и был снабжен четырехступенчатой коробкой передач. Мопед был выпущен серийно, поступил в торговую сеть, но вскоре его производство было прекращено.

Впрочем, в настоящее время, Ижевский завод собирает по лицензии 50-ти кубовый “Patron King 50”.
Итак, в независимой РФ массовый выпуск “тяжелых” мопедов организовать не удалось. Единственное исключение — ЗИД, выпускающий “Пилоты” и Ижевский завод с лицензионными “Patron King”.

Возможно ли возрождение массового отечественного мопедостроения в нашей стране? — В настоящее время, видимо, нет. Дешевая малокубатурная мототехника с пробегом, поставляемая преимущественно из Японии и не менее дешевые новые мопеды, сделанные в Китае, прочно захватили отечественный рынок. Правда, в Китае в последние годы все шире разворачивается забастовочное движение промышленных рабочих с требованиями повышения зарплаты.

Владельцы зарубежных фирм, построивших свои заводы в Китае, а также доморощенные китайские капиталисты вынуждены удовлетворять требования бастующих. В конечном итоге, повышение заработной платы китайским рабочим весьма вероятно вызовет повышение стоимости производимой ими продукции, что снизит ее конкурентоспособность на мировом рынке. Но, поможет ли это российскому мотопрому?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *