Может ли машина перевернуться на повороте
В чем причины переворотов автомобилей, и как их избежать?
Летом мы ездим быстро и много. Почему-то нам кажется, что именно летом автомобилем управлять проще. Статистика происшествий на скоростных загородных трассах показывает что это не так, и переворот автомобиля не редкий случай. А ведь последствия таких аварий тяжелые и для машин, и для пассажиров, особенно если те не пристегнуты ремнями безопасности. В чем причины переворотов автомобилей, и как их избежать?
Виновников таких каскадерских трюков несколько. Это и дорожные условия, и технические неисправности. Но чаще всего виноваты мы сами. Основная причина переворотов – неправильно выбранный скоростной режим. Известно, что на скорости автомобилем труднее управлять, и в случае заноса водители совершают частую ошибку – начинают хаотично вращать руль вправо-влево, от чего автомобиль раскачивается и переворачивается.
Налицо переоценка собственных возможностей. Не хватает угла поворота колёс, машину начинает заносить и как следствие разворот и переворот. Но это не единственная наша ошибка. Спровоцировать занос может и касание другого транспортного средства, идущего в попутном направлении. И опять же на высокой скорости достаточно даже лёгкого соприкосновения, чтобы автомобиль начало болтать, и он «поймал крышу».
Резкое изменение направления движения также провоцирует возникновение подобной ситуации. Бывает, что водитель слишком поздно замечает какое-то препятствие на дороге или в повороте, это может быть что угодно: камень, серьёзный дорожный изъян или внезапно выскочившее животное. В итоге, он резко выворачивает руль на высокой скорости, а результат тот же – переворот. В некоторых ситуациях посторонний предмет на дороге может ещё и сыграть роль трамплина с теми же последствиями.
Обязательно нужно учитывать высоту центра тяжести автомобиля. Чем выше его ЦТ, тем, соответственно, выше переворачиваемость. В этой группе риска находятся: кроссоверы, микроавтобусы, минивэны и пикапы. При резком маневре они перевернуться с большей вероятностью. Ситуацию может усугубить и перевозимый на автомобиле груз. А вот чем автомобиль ниже и шире, тем увереннее он стоит на ногах.
Вывод один: учитывайте свои возможности, следите за состоянием шин, и, главное, не забывайте про скорость, ведь большинство переворотов автомобилей это следствие её превышения.
Предлагаю посмотреть видеоролик с переворотами
Какие действия во время заноса машины могут ее перевернуть
В автошколах рассказывают какие экстренные ситуации могут возникнуть во время управления транспортного средства. Но к сожалению эти знания даются только теоретически. На практике нет возможности научиться этому.
Для обучения необходимо самостоятельно записываться на курсы экстренного вождения, где инструктор рассказывает теоретическую часть, а потом под его несоблюдением новичок водитель осваивает все на практике. Это требует больших затрат, но для приобретения навыков, которые обезопасят передвижение по проезжей части, их не жалко.
Причины заноса
Автомобиль может оказаться в заносе по различным причинам. Например, скользкое дорожное покрытие (наледь, дождь), водитель не справился с управлением, преодоление препятствия, которое повлекло занос. В автошколах рассказывают, как действовать в таких ситуациях.
Существует 2 варианта:
ВАЖНО. В обоих случаях необходимо производить плавные вращения рулевого колеса.
Причины переворота автомобиля
Если не применять теоретические знания на практике, то машина может перевернуться вовремя, когда неуправляема.
Машина, у которой передние колеса ведущие, выводится из заноса увеличением скорости. Если сделать все наоборот – сбросить скорость, то это повышает риск перевернуться.
Если на автомобиле, у которого ведущие колеса задние, увеличить скорость, то это приведет к полной потери управления. Транспортное средство может начать «кружиться». Тогда следует полностью убрать ногу с газа и слегка притормаживать.
Ситуация значительно усложняется, если на проезжей части имеются дефекты. В таком случае, даже самая маленькая кочка или ямка может стать причиной, что транспортное средство перевернулось.
ВАЖНО. При корректировке движения, нельзя резко поворачивать рулевое колесо. Это может привести к полной потери управления машины.
Технические неисправности
Автомобиль может перевернуться, если имеются неполадки с подвеской или неправильно накачены колеса. Опрокидывание машины происходит не только из-за смещения центра тяжести, но из-за того, что система управления не функционирует должным образом. Риск перевернуться возрастает, если на авторейлингах закреплен крупногабаритный груз. Таким образом, устойчивость машины уменьшается.
ВАЖНО. Если автомобиль сильно загружен, то необходимо плавно набирать скорость и плавно тормозить. Эти действия помогут избежать возникновения заноса.
Заключение
Для предотвращения возникновения заноса, необходимо плавно водить автомобиль. Но никто не застрахован от экстренных ситуаций, когда водитель теряет управление. К такому необходимо подготовиться, и пройти курс экстренного вождения.
ВВЕРХ КОЛЕСАМИ
Кандидат технических наук Д. ЗЫКОВ
Перегруженные автомобили, особенно внедорожники, легко переворачиваются. Отчего это происходит? Как избежать подобных аварий? Надо всего лишь выполнять ряд несложных рекомендаций.
Увлечение небольшими грузовичками-пикапами и полноприводными внедорожниками сначала захлестнуло Америку. Было это в начале 70-х годов теперь уже прошлого, ХХ века. Чуть позже мода на вездеходы докатилась до Европы. Их распространение совпало с появлением здесь нашей «Нивы» ВАЗ 2121. Конкурентов у этого автомобиля тогда попросту не было. Недорогая, а по европейским меркам очень дешевая, и к тому же достаточно надежная и комфортабельная машина пользовалась спросом у студентов и фермеров, охотников и путешественников. Французы и бельгийцы сумели провести грамотную рекламную кампанию по продвижению машины на рынок, и дело пошло. Правда, очень быстро нас обогнали другие автопроизводители: в течение пяти лет европейский рынок пополнился как минимум шестью марками европейских и американских вездеходов (не считая модификаций). Они легко потеснили «Ниву», несмотря на то, что стоили подчас на порядок дороже.
Кстати, применяемое ко всем без разбора внедорожникам слово «джип» формально относится только к продукции компании «Крайслер». Впрочем, слово это стало настолько привычным, что даже сотрудники ГИБДД в свидетельствах о регистрации в графе «Тип транспортного средства» называют джипом внедорожники японских и других производителей.
Но вернемся к авариям с переворотом и их причинам. Как правило, «паркетники» и «джиповоды» совершенно по-разному загружают свои машины. В багажнике «паркетной» легковушки редко возят тяжести. Кроме домкрата, насоса, запасного колеса да, изредка, канистры с «незамерзающей жидкостью» для омывателя стекол, там ничего нет. В вездеход зачастую загружают увесистый чемодан с таким количеством инструментов, что при желании с их помощью можно разобрать всю машину. Кроме этого в нем, как правило, лежат лопата, топор, пила, ручная лебедка, трос, большой, слегка смахивающий на железнодорожный, домкрат и множество других полезных вещей типа подкладных досок, блоков, устрашающего вида монтажек и кувалды. При этом во внедорожнике еще остается достаточно места для того, чтобы, отправляясь на природу, погрузить в него надувную лодку, палатку, ружья, рюкзаки, а если что-то не помещается, установить на крышу багажник и водрузить на него велосипед, серфинг, корзину, картину, картонку и. нет, собачонку все же лучше взять в салон.
Нагруженный «под завязку» внедорожник едет как ни в чем не бывало, ведь двигатель у полноприводного автомобиля очень мощный. В тех же случаях, когда мотор не слишком силен (как, например, у «Нивы» или УАЗа), выручает трансмиссия с понижающей передачей. Но бывает, что машину перегружают до такой степени, что езда на ней становится небезопасной: в крутом повороте она может перевернуться. Происходит это не только из-за смещения центра тяжести, но еще потому, что подвеска и рулевое управление перегруженной машины работают менее эффективно.
Причиной неустойчивости автомобиля может стать и неправильное давление воздуха в шинах. Шины с пониженным давлением быстро перегреваются, они могут проворачиваться относительно колесного диска и даже сорваться с него. Если же шины перекачаны, то за счет нагрева при движении давление в них повышается еще больше. Достаточно наехать на небольшой камень или выбоину, чтобы колесо лопнуло (см. «Наука и жизнь» № 6, 1997 г.). Удержать машину на дороге и в том и в другом случае будет трудно, особенно, если она неправильно и чрезмерно загружена.
Водитель должен быть готов к изменению поведения перегруженного автомобиля на дороге. На мелких кочках, частых виражах его может, как говорят автомобилисты, размотать, и, если не ожидавший этого водитель не справится с управлением, машина окажется перевернутой в кювете.
Действия при сходе с трассы и перевороте машины на крышу.
Такое бывает как в обычной жизни так и на соревнованиях, в том числе и любительских, к сожалению. Причем чаще всего причиной тому — переоценка своих сил и возможностей машины а не плохая организация мероприятия, т.е. тоже самое, что и при обычной аварии. Последствия, конечно, могут быть разные, но в целом, если у вас хорошая машина и вас закрутило и бросило за обочину вне населенного пункта, да еще и деревьев и других твердых препятствий на пути не встретилось — последствия для вас и для машины могут оказаться не такими катастрофическими, как кажется на первый взгляд.
В любом случае, если это произошло, лучше воспользоваться следующими советами, чтобы ни вы ни машина не пострадали еще больше.
Если у вас не самая дешевая иномарка и вы сами не занимаетесь ремонтом авто, то после любого переворота НЕ ПЫТАЙТЕСЬ спасти автомобиль самостоятельно. Помните, что неумелыми действия можно нанести еще больший ущерб, чем в результате ДТП. Если автомобиль остановился не в горизонтальном положении на колесах:
0. Сразу же заглушите двигатель. Для того чтобы выбраться из машины — упритесь руками, отстегнитесь, откройтей окно. Найдите огнетушитель. Автомобиль может загореться в любой момент. Будьте готовы бороться с огнём. Ни в коем случае НЕ ОТКРЫВАЙТЕ КАПОТ до тех пор, пока средства тушения не подготовлены (чека сдернута, сопло развернуто в нужном направлении)! Только после принятия этих мер безопасности можно обесточивать систему снятием клеммы аккумулятора (неплохо бы знать, где он находится, например в багажнике, под водительским сиденьем, за передним подкрылком…). Не забудьте выставить знак аварийки на дорогу.
1. Не переворачивайте автомобиль с крыши, если вы планируете его восстановление. Одно сломанное зеркало стоит дороже, чем вызов манипулятора. А уж лишняя поврежденная деталь будет стоить дороже, чем вызванное такси, в котором можно отсидеться и погреться в случае необходимости! в 99% случаев при попытке «дернуть», перевернуть или просто вытащить авто из канавы вы испортите в 2 раза больше деталей чем было повреждено при падении.
2. Не заводите двигатель! Вряд ли вы нажимали на газ в процессе полета колесами вверх. А это значит, что мотор, если он не отвалился, еще, вероятно, живой. Прикончить его можно ОДНИМ оборотом коленвала.
3. Вытаскивая авто, буксируя его, не найдетесь на тормоза! Скорее всего их нет. В случае крайней необходимости проверьте работоспособность ручного тормоза (если он работал раньше) и надейтесь только на него. Помните, эвакуатор стоит дешевле, чем покраска одной детали.
4. С осторожностью относитесь к чужим советам! Советующий человек ни за что не отвечает, а расхлебывать последствия придется вам! Например, это относится к решению о вызове ГАИ. Бывают разные ситуации, и решать, необходимы ли вам официальные документы об аварии — только вам а никак не «доброжелателям».
© Eugen2 c auto.ru с моими дополнениями
(фотография взята из сети, найдена поиском, однако я лично видела похожие повреждения именно после «ушей» совмещенных с фронтовым ударом).
зы: Если кто-то из знатоков готов дополнить — с радостью обновлю пост.
Переворот автомобиля
Типы переворотов
Перевороты происходят по двум основным сценариям: с упором и без упора.
Переворот с упором
Статистика ДТП показывает, что 95% всех одиночных переворотов автомобилей происходят с упором. Это происходит когда автомобиль съезжает с дороги, скользя разворачивается боком и колесамизарывается а затем упирается в землю или ударяется о жесткое невысокое препятствие такое как бордюр, дорожное ограждение. При этом большая ударная сила приложенная к колесам способна перевернуть автомобиль.
Один из лучших способов избежать опрокидывания это постараться удержать автомобиль на дороге. Электронная Система Стабилизации это технология помогает водителю удержать автомобиль на дороге в экстренной ситуации.
Переворот без упора
Этот переворот случается гораздо реже чем с упором, меньше чем 5% таких переворотов происходит и в основном только с автомобилями с высоким центром тяжести. Такой вид переворота происходит обычно на высокой скорости в при экстренном маневре объезда препятствия.
Характеристики переворотов
Переворот происходит в результате комплекса причин и чрезвычайно быстро. Переворот как результат, в большей степени чем другие типы аварий, отражает взаимодействие водителя, дороги, автомобиля и окружающих факторов. Так, в то время как главную роль в перевороте играет тип автомобиля, другие факторы, такие как: поведение водителя, окружающие объекты и дорожное покрытие также могут стать причинами опрокидывания.
Тип автомобиля
Любой тип автомобиля может перевернуться. Тем не менее, высокие, узкие автомобили такие как джипы, SUV-ы, пикапы, минивэны и микроавтобусы имеют высокий центр тяжести, а следовательно легко переворачиваемы в случаях одиночных аварий.
СКОРОСТЬ
Погибают в авариях с переворотом вследствие высокой скорости более чаще чем в авариях без переворота. Около 40% переворотов с погибшими связаны с превышением скорости. К тому же, около ¾ всех смертельных аварий с переворотом имеют место где скорость ограничена 90 км/час и выше.
АЛКОГОЛЬ
Около половины смертельных переворотов происходят с водителями в алкогольном опьянении. Ухудшения в управлении автомобилем могут быть в результате любой концентрации алкоголя в крови. Даже употребление малого количества алкоголя имеет негативный эффект на ваше суждение, мышечную координацию и зрительное восприятие, вы моете легко потерять управление над автомобилем.
МЕСТА ПЕРЕВОРОТОВ
Загородные дроги обычно без разделительных полос и боковых барьеров. Такие дороги наиболее часто являются сценой смертельных аварий с переворотами.
УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЕМ
Во многих странах мира статистика и расследование причин аварий показывают, что около 90% смертельных, одиночных аварий с переворотом происходили при выполнении простых, маневров (движение по прямой, движение в повороте). Это объясняется тем, что поведение водителя (рассеянность, невнимательность, скоростное вождение и слабые навыки вождения) играет главную роль в причинах аварий с переворотом.
ОДИНОЧНЫЕ АВАРИИ
Около 85% всех аварий с переворотом- это одиночные аварии. Это значит, что в большинство аварий с переворотами и смертельными случаями не вовлечены другие участники движения. Это объясняется тем, что поведение водителя играет главную роль в причинах аварий с переворотом.
Снижение риска и повреждений
Необходимо Знать верную последовательность действий
Если ваш автомобиль съехал с дороги, сперва плавно снизьте скорость движения. Во-вторых, когда это безопасно, плавно верните автомобиль на дорогу.
Избегайте Панического руления, много переворотов происходит когда водители сильно перекручивают руль- это паническая реакция на опасность или когда колесо автомобиля, неожиданно для водителя, задевает границу обочину. На скоростном шоссе избыточное руление и резкие движения руля могут быть причинами потери контроля автомобиля и как следствие- разворот и переворот автомобиля.
Будьте бдительны на загородных дорогах, перевороты часто случаются на загородных дорогах и на скоростных шоссе особенно на дорогах без разделительных барьеров. Когда автомобиль движется по загородной дороге, то переворот может произойти из-за столкновением с бордюрным камнем или началом разделительного барьера, так же если колеса выезжают с твердой поверхности проезжей части дороги на рыхлую поверхность обочины. Около 75% аварий с переворотом происходят на загородных дорогах, поэтому практикуйте распознавание скрытых и явных опасностей когда водите по загородным трассам.
ИСПРАВНОСТЬ ШИН
Неправильное давление в шинах и изношенные шины могут быть очень опасны, так как снижают ваши возможности сохранения контроля и управления автомобилем, а это самый важный фактор в предотвращении переворота. Автомобиль с изношенными шинами может очень быстро занести и развернуть на мокром или скользком покрытии дороги, и как следствие боковое скольжение с дороги увеличивает риск переворота. Неправильное давление в шине приводит к быстрому износу шины, и может привести к разрыву колеса в движении. Важно следить за давлением в шинах и своевременно менять шины на новые или сезонные.
ПРАВИЛЬНАЯ ЗАГРУЗКА
Ознакомьтесь внимательно с инструкцией к автомобилю и определите максимально допустимую массу загрузки вашего автомобиля. Если вы используете багажник на крыше, то обратите особое внимание на инструкции производителя автомобиля и весовые ограничения для данного автомобиля. Любой груз, расположенный на крыше автомобиля будет выше центра тяжести автомобиля- это повышает опасность переворота автомобиля.
Технологии
Изменяемая высота автомобиля
В зависимости от условий таких как скорость движения автомобиля и дорожных условий Variable Ride-Height Suspension (VRHS) поднимает или опускает высоту автомобиля даже в процессе его движения. Некоторые VRHS системы управляются автоматически, в то время как другие требуют участия водителя для активации нужного режима. VRHS системы наиболее предпочтительны на автомобилях, подверженных высокому риску опрокидывания, так как эти системы опускают высоту центра тяжести автомобиля, и улучшают Фактор Устойчивости (ФУ), который учитывается на скоростных шоссе. VRHS системы существуют под различными торговыми марками: Electronic Height Control (EHC), Active Height Control (AHC) и системы пневматических подвесок.
КАК VRHS РАБОТАЕТ
Обычно, при вождении по бездорожью и на не асфальтированных дорогах автомобиль становится выше, что дает увеличить дорожный просвет или клиренс. При движении по дороге с возможностью скоростного движения автомобиль опустится ниже. Автомобиль опускается на несколько сантиметров, опуская центр тяжести и увеличивая ФУ, и уменьшая риск переворота при аварии.
Что такое Фактор Устойчивости (ФУ) и как он вычисляется?
ФУ определяет центр тяжести автомобиля.
При ФУ важное значение имеют такие параметры автомобиля как высота автомобиля и ширина колеи автомобиля. Месторасположение центра тяжести автомобиля определяют в лабораториях. Чем меньше ФУ тем более подвержен автомобиль перевороту при аварии.
Электронная Система Стабилизации (ESC)
Важно:
При сезонной смене шин, более изношенные шины устанавливайте на переднюю ось автомобиля. Независимо от типа привода автомобиля!
Профессиональный водитель, при подходящем дорожном сцеплении, способен сохранить контроль над автомобилем при выполнении экстренного маневра объезда препятствия, используя приемы управления, такие как «контрруление»(резкий поворот руля в противоположную движению автомобиля сторону). Мало вероятно, что обычный водитель сможет правильно выполнить «контрруление» в ситуации паники и вернет управление над автомобилем.
КАК ESC РАБОТАЕТ
Electronic Stability Control (ESC) использует автоматическое торможение индивидуально каждого из колес автомобиля, определяя с помощью высокоточных датчиков и компьютера границы сцепления шин с дорогой каждого колеса, предотвращая «снос» или «занос» автомобиля. ESC не может увеличить доступное сцепление шин с дорогой, но может повысить до максимума способность сохранять контроль над автомобилем, и в ситуациях экстренного маневрирования учитывает и использует природную реакцию водителя поворачивать руль в направлении желаемого движения.
ESC срабатывает так быстро, что водитель даже не ощущает необходимости корректировки рулем заданного движения. Если водитель вынужден тормозить в повороте из-за неправильной оценки радиуса поворота, система будет способна произвести необходимые торможения колес для корректировки траектории движения.
ESC системы существуют под различными торговыми марками: Vehicle Stability Control (VSC), Electronic Stability Program (ESP) и Vehicle Stability Enhancement (VSE).
Переворотные Подушки Безопасности
В дополнении к переворотным подушкам безопасности, для защиты головы водителя или пассажира, при аварии с боковым ударом, боковые подушки безопасности для головы или « надувные шторки» так же могут защитить участников аварии от повреждений и выброса из машины во время переворота автомобиля. Это важно, так как выброс – причина большинства повреждений и смертельных исходов при авариях с переворотом автомобиля – многие люди, погибшие в авариях, не были пристегнуты ремнями безопасности, которые удержали бы их в сиденье.
КАК РАБОТАЮТ ПЕРЕВОРОТНЫЕ ПОДУШКИ
Если переворот определен, боковые головные подушки обычно срабатывают в комбинации с преднатяжителями ремней безопасности, которые выбирают слабину ремней и аккуратно удерживают находящихся в автомобиле людей на своих местах. Большинство боковых головных подушек надуваются вниз из верхней части автомобиля возле окон. Во многих случаях система определения переворота автомобиля может определить угрозу переворота когда угол переворота очень небольшой и все четыре колеса еще находятся на земле.
Когда подушки срабатывают как переворотные подушки безопасности, боковые головные подушки будут оставаться надутыми дольше для защиты головы при перевороте. Они также препятствуют выбросу людей из автомобиля. В комбинации этих подушек безопасности с правильно пристегнутыми ремнями безопасности может значительно снизить шансы быть выброшенным из автомобиля при перевороте.