можно ли венки на мусульманское кладбище
Мусульманские похороны
Мусульманские похороны имеют несколько схожих черт с православными. Например, у приверженцев ислама тоже принято хоронить мертвых в землю, звать священнослужителя, и читать по ним молитвы (намазы), чтобы бог скорее забрал его душу в лучший мир. Однако, есть большие отличия в подготовительных моментах и ритуальных атрибутах.
Каждому, кто хоронит мусульманина стоит знать, что это нужно делать только на мусульманских кладбищах или специально отведенных участках для приверженцев ислама на общих погостах.
Мусульманские кладбища в Москве
Вот список некрополей, где можно хоронить мусульман:
Некоторые задумываются, сколько стоит место на кладбище в Москве для мусульман. Есть ли различия в ценах? Нет, для представителей всех конфессий дают участки одинакового размера. Цена зависит от удаленности.
Что делать, когда мусульманин при смерти
Уже когда стало понятно, что человек скоро отойдет в мир иной, к нему вызывают имама – исламского священнослужителя, который читает специальный намаз.
Родственники должны определиться к моменту смерти, кто будет проводить омовение, и кто будет помогать. Их должно быть четверо, одного пола с усопшим. Также жена может омывать мужа, а муж – жену.
Принципы выбора исламской ритуальной атрибутики
Заранее подготавливается саван для окутывания тела. Материал выбирается, исходя из принципа: если человек не оставил долгов после себя, то материал берут дороже, а если оставил, то – самый простой. Радикальные мусульмане придерживаются минимализма при организации похорон. Для савана запрещается использовать шелк.
Мусульман не принято хоронить в гробах, но в городах часто используют специальный ящик табуг. На кладбище можно взять ритуальные носилки для доставки тела к могиле.
Также заранее заказывается могильная плита, которая служит памятником. Запрещаются излишние украшения на нее. Только имя, годы жизни, и изречение из священной книги. Надгробие направляют лицевой стороной по направлению к Мекке.
Ритуальные атрибуты, как в православии (венки, цветы, ленты, постельные принадлежности, одежу), покупать и приносить на могилу нельзя.
Исламские ритуалы подготовки к погребению
После смерти человека укладывают лицом и ногами в сторону Мекки – святого места. При трехкратном омовении доверенным лицом (Гассалом), запрещается переворачивать тело на живот. Помещение, где проходит процедура, окуривается благовониями. После омовения и обмазывания благовониями, тело окутывают в несколько слоев ткани – для мужчин 3 слоя, для женщин – 5. Все это время читают положенные намазы. В эти же сутки предписывается произвести погребение.
Какие предметы подготовить к похоронам в исламских традициях?
Чего не нужно делать на похоронах у мусульман
Правила оформления могил у мусульман
Вера и религия народа определяют ритуальные традиции погребения, прощания с умершими. Представители ислама руководствуются законами Шариата, их обычаи захоронения отличаются от христианских. Могила мусульманина имеет скромный внешний вид, сдержанное оформление, украшение плит, оградок.
Отличие мусульманской могилы от православной
По Корану не хоронят единоверцев рядом с представителями других религий, выбирают отдельные земельные участки.
Христианские погребения, в отличии от мусульманских, размещаются на православном кладбище, куда помещают домовину с телом покойного. Яма делается по размерам усопшего. Гроб опускают с помощью веревок, тросов.
Мусульманская могила имеет отличия:
Мусульманина нельзя кремировать. Если человек при жизни выразил желание испепелить свои останки, родственники не допустят этого.
Внешний вид могилы в исламе
Согласно шариату, надгробия должны быть обращены в одну сторону. Они смотрят в направлении Мекки. Оказавшийся рядом с кладбищем, по расположению ритуальных плит мусульманин может узнать, куда ему обратиться для чтения молитвы во время намаза.
Ислам – религия, призывающая людей к сдержанности при жизни, после смерти. Захоронение должно быть скромным. Не стоит выделять место упокоения. Не запрещено изображать на плитах, оградах святые места. Свежую могилу без таблички оснащают мусульманской религиозной атрибутикой. Земля, насыпанная сверху, не утрамбовывается, а укладывается полумесяцем.
Кладбища выглядят скромно, но красиво, гармонично. Надгробия оформляют в едином стиле.
Памятник и другие атрибуты
Согласно исламу, мусульманам нельзя украшать могилы, устанавливать памятники. Надгробные плиты могут быть исполнены в форме купола мечети. Если при жизни человек совершил паломничество к Мекке, по святым местам, на захоронении возводят маленькую стелу в виде чалмы.
Коран не разрешает изображать людей на плитах, запрещено помещать фотографию, портрет покойного на могиле. Разрешается написать годы жизни, дату смерти, имя захороненного.
Если другие религии позволяют оформление надгробия по усмотрению родственников (высекают памятные надписи, портреты, сооружают саркофаги), ислам придерживается простоты декорирования.
Мусульманское надгробие должно быть сдержанным, допускаются элементы:
Женские могилы можно отличить по изящному орнаменту: высекают шляпку, цветок, платок. На мужских — мусульманские головные уборы (феска, чалма), полумесяц, цитаты из Корана. По количеству выгравированных цветов можно судить о количестве детей женщины.
Для изготовления памятника используют камень темных цветов. Предпочтение отдается черному. Выбирают гранит, мрамор. Мусульмане, у которых нет денег для надгробья, могилы, ставят конус с полумесяцем, сделанным из железа, мемориальную табличку.
Запрещено ставить свечи, цветы, пищу, оставлять алкоголь. Мусульманские законы порицают распитие спиртных изделий на кладбище — это грех. Остатки еды привлекают птиц, животных, они могут повредить захоронение, потревожить душу умершего. Место упокоения всегда чистое, простое, скромное.
Оформление могил
Согласно Корану, богатый, почтенный человек не должен отличаться от бедняка после смерти. Закон равенства всех людей имеет большое значение для исламской культуры. Богатые помогают малоимущим. Оформление мусульманских могил производится в едином стиле.
Правила для оформления надгробий:
Шариат запрещает строить склепы, мавзолеи, гробницы. На могилах нельзя читать молитву.
Ислам позволяет огораживать захоронение правоверного. Родственники усопшего мусульманина имеют право выбрать материал, украсить оградку без излишеств.
Как и могила, заграждение не должно вызывать зависти. Правильное оформление допускает использование растительных узоров, национальных атрибутов, полумесяца, звезд, цветов. Мастера вплетают исламские символы в кованные ограды, высекают на камне.
Как правильно ухаживать за могилой мусульманина
Исламские кладбища строятся отдельно от мест погребения иноверцев. Они чистые, ухоженные, не запрещено высаживать деревья, цветы.
Погребение не должны зарастать, они требуют регулярного ухода:
Родственник, близкий мусульманина имеет право посетить место его захоронения. Чтобы душа усопшего была в покое, пришедшим к могиле запрещается устраивать на ней празднование. Нельзя совершать намаз, ходить по кладбищу. Родственники не должны бурно выражать чувства, плакать, кричать. Запрещены жертвоприношения на месте вечного упокоения. Недопустимо наступать на захоронения, употреблять спиртные напитки, есть, мочиться, осквернять землю кладбища.
Человеку любого вероисповедания разрешено навещать могилы похороненных мусульман. Посетитель должен уважать веру погребенных.
На территории кладбищенской мечети высаживают фруктовые деревья. Плоды оставляют нетронутыми. Есть их не возбраняется, если деревья сажали для прихожан.
Мусульманские традиции пропагандируют законы Аллаха, которых придерживаются при жизни и после смерти. Могилы представителей исламской веры отличаются скромностью, ухоженностью, правилами организации надгробий.
Похороны у мусульман: традиции и обычаи, правила погребения.
Смерть («хазимуль-ляззат») для мусульманина – это переход от земного существования к ожиданию Судного дня и к вечной жизни (ахират). Поэтому большое значение придается соблюдению всех обрядов: переходу к смерти, омовению, погребению. Поминальные дни у мусульман после похорон тоже имеют особое значение.
Что делать, когда мусульманин при смерти
Умирающего нужно положить на правый бок лицом в сторону Киблы. Кибла («ориентация») – это направление на священную Каабу, главную мусульманскую святыню, она находится во внутреннем дворе Запретной мечети (Масджид-аль-Харам) в Мекке. Допускается расположить умирающего ногами в сторону Мекки и приподнять ему голову.
Если по каким-то причинам не удается устроить человека в направлении Киблы (или невозможно его установить), положите его так, чтобы было удобно.
Последнее, что должен произнести правоверный перед смертью, это Шахада («Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – пророк его»). Если умирающий не может говорить, то находящийся рядом единоверец шепчет молитву ему на ухо. После слов Шахады мусульманин не должен говорить больше ничего. У некоторых народов есть обычай дать человеку перед смертью глоток чистой воды (или немного гранатового сока).
Затем над умирающим читают 36-ю суру (Йа Син), которую пророк называл «сердцем Корана». Богословы придают этой суре большое значение. Считается, если прочесть ее во время смерти и на похоронах, это облегчит участь покойника и даже смягчит допрос на Судном дне.
Тем, кто присутствует при последних минутах человека, запрещено вести себя неподобающим образом: громко рыдать, бить себя в грудь, рвать на себе одежду. Даже разговаривать следует вполголоса.
Как похоронить правоверного мусульманина
После смерти мусульманина желательно поспешить с выполнением 4 вещей:
омыть его тело (гусль);
обернуть его в саван (такфин);
совершить за него заупокойную молитву;
Перечисленное является коллективной обязанностью (фард аль-кифая) мусульман населенного пункта, в котором умер мусульманин. Если эти действия (или одно из них) не будут совершены, то грех ляжет на всех верующих населенного пункта.
Дни и сроки
Если правоверный умер во время морского путешествия, Шариат велит отложить похороны с тем, чтобы предать усопшего земле. Однако, если до берега слишком далеко, допускается погребение в воде после соблюдения ритуалов омовения.
Приведение тела в порядок
Покойника обязательно следует омыть. В обряде могут принимать участие только мусульмане. Люди, омывающие (гусуль) и очищающие (тахарат) тело, должны быть одного пола с усопшим. Единственным исключением являются супруги: муж может мыть жену, а жена мужа. Если нет никого нужного пола (или нет воды в достаточном количестве), то от омовения отказываются. В этих случаях проводят лишь таяммум (очищение песком или землей). Также не моют тела шахидов (воинов, погибших за веру).
Для обряда нужна чистая вода и вода с кедровым порошком. Руководит процессом гассал – надежный, религиозно грамотный человек. Ему помогают как минимум 3 помощника. При мечети и на кладбище есть специальные комнаты, где можно провести тахарат и гусуль.
В помещении зажигают благовония, на твердое ложе лицом к Кибле кладут покойного. Гассал должен трижды вымыть руки и надеть перчатки. Покойнику закрывают половые органы отрезом ткани (смотреть на них нельзя), гассал с нажимом проводит по телу от груди до живота, чтобы освободить кишечник, омывает половые органы.
Следующий этап – гассал меняет перчатки, омывает лицо умершего, протирает рот, протирает и чистит нос. Затем омываются руки по локоть (начиная с правой), моется тело, ноги, затем голова и борода.
Покойного перекладывают на левый бок и трижды обмывают тело. Переворачивать усопшего ничком запрещено, поэтому его приподнимают и омывают спину, просто сливая воду. В завершение покойника располагают на ложе лицом вверх, обтирают полотенцем и смазывают благовониями лоб, ноздри, руки и ноги.
Омовение выкидыша
Если выкинутый плод подавал хоть какие-то признаки жизни, то его погребают, как взрослого мусульманина. Если плод мертвый, но срок беременности был больше 4 месяцев, то хоронят как взрослого, но не читают молитву. Иначе для погребения плод просто заворачивают в ткань.
Обертывание в саван
Мусульманина недопустимо предавать земле в одежде, исключение возможно для шахидов или в том случае, если нет ткани для савана. Материю предпочтительно использовать белую, но ни в коем случае не шелк. Мужчину нужно завернуть в 3 отреза ткани, каждый должен быть такого размера, чтобы можно было укутать тело целиком (так об этом говорится в хадисе от Аиши).
Для женщин готовят 5 отрезов: один для обертывания тела ниже пояса, один для головы, один для тела выше пояса, оставшиеся для окутывания целиком.
Если на момент кончины верующий был паломником (находился в состоянии ихрама), то его голову не надо укрывать. Мусульманке в этом случае оставляют открытым лицо.
Место захоронения и могила
Правоверных хоронят только на мусульманских кладбищах или на специально выделенных участках других погостов. Запрещено погребение на мусульманских кладбищах усопших, принадлежавших к другим конфессиям. Категорически недопустимо кремировать тела тех, кто верит в Аллаха.
Глубина захоронения должна быть такой, чтобы скрыть человека с поднятыми руками, ширина же примерно 80 см. В могиле (кабр) обязательно устраивают нишу со стороны Мекки. Покойника нужно уложить на правый бок лицом к Кибле, желательно, чтобы щекой он прижимался к земле.
Надгробие не должно возвышаться больше, чем на пядь (так сказано в Сунне), не допускаются никакие изображения и фотографии. Нельзя приносить или высаживать на могиле цветы (искусственные растения тоже под запретом).
Похоронная молитва и погребение
Мусульман хоронят без гробов. Умершего на специальных носилках (тобут) несут к могиле. Приглашенный имам начинает чтение поминальной молитвы (джаназа-намаз). Без произнесения джаназа-намаза погребение не признают состоявшимся. Для прочтения молитвы верующие встают в 3 ряда лицом в сторону Мекки и произносят священные слова про себя.
После моления покойника снимают с носилок и укладывают в могилу. Тело укладывают в кабр вперед головой, не возбраняется опускать со стороны Киблы. Над усопшей женщиной все время держат покрывало, потому что ее никто не должен видеть. Покойного располагают в могиле обязательно на правом боку лицом к Мекке.
Все присутствующие бросают по горсти земли, затем могилу закапывают и насыпают невысокий холм, проливают немного воды. В головах покойного на захоронение устанавливают табличку с именем умершего.
Почему сидя
Ниша в кабре должна быть такого размера, чтобы тело помещалось в ней в позе поясного поклона (так предписывает Сунна). Из-за этого у других народов возникло поверье, будто бы мусульман хоронят сидя.
Посещение могил мусульманскими женщинами
Шариат нигде напрямую не запрещает женщинам-мусульманкам присутствовать на похоронах и посещать могилы. Тем не менее это считается неуместным. О нежелательности говорится в хадисах № 938, 1219, в хадисе от Али. Когда же задают вопрос, можно ли беременным приходить на погребение и на кладбище, совет воздержаться становится запретом.
На какой день после смерти поминают
Первые 3 дня после кончины мусульманина семье выражают соболезнования (тазию). В это время обязательно читают Коран и раздают садаку (платки, сласти или деньги). Не нужно приносить соболезнования больше одного раза. Возбраняется оставаться ночевать в доме, если там проводится тазия.
В день похорон в доме умершего устраивают поминальную трапезу. Во время поминок негромко беседуют, вспоминают хорошее об усопшем, читают Коран. Не допускается громко и неумеренно выражать свою скорбь по покойному, рыдать и вскрикивать. Нельзя употреблять алкоголь. Не нужно ставить фотографию покойника и прибор для него.
Часто срок траура продлевается на 40 дней. В это время недопустимо посещать увеселительные мероприятия, смотреть телевизор. Мужчины часто не бреются в знак скорби. По истечении этого времени можно открыть зеркала, запрет на посещение зрелищ и развлечений снимают, жизнь понемногу входит в свою колею.
Правила поминания по Шариату
По закону Шариата траур соблюдается только 3 дня после кончины. Порядок особо отмечать 7, 40 и 52-й дни порицается, потому что он не является ни обязательным, ни рекомендованным. Особенно не поощряется проведение поминок на сороковой и седьмой день (обычай позаимствован у соседей не мусульман).
Считают, что когда плоть отделяется от костей, мусульманин сильно мучается и страдает. По поверью, это происходит на 52-й день, и поэтому в это время необходимо особое поминовение. В Шариате нет никак указаний на этот счет, значит не стоит так поступать.
Дольше всех должна скорбеть жена, траур по мужу длится 4 месяца и 10 дней.
Отпускание бороды, связанное непосредственно со смертью, также не допускается. В Шариате сказано, что недопустимо в связи со смертью делать что-то в дополнение к тому, что совершали до нее.
Поминальные обычаи у различных мусульманских народов
Похоронные ритуалы разных мусульманских народов отличаются и друг от друга, и от заповеданных Шариатом.
У татар приняты умеренные поминки, в основном обряд состоит из чтения молитв об умершем. Считается, что чем больше народу молится о покойнике, тем больше у него шансов попасть в Рай. Обычно поминовение происходит дома, после завершения ритуала всем присутствовавшим раздают садаку и собирают угощение со стола.
У азербайджанских мусульман принято устраивать поминальную трапезу в день похорон. Прийти может любой, специально никого не приглашают. Накрывают обильный стол, тратятся даже больше, чем на свадьбу.
По обычаю на прощальном обеде должны присутствовать все, кто знает о кончине. Родственникам покойного часто приходится брать кредиты, чтобы организовать пышные и обильные поминки, трапеза превращается в разгульное пиршество.
Традиции киргизских мусульман схожи с азербайджанскими и казахскими. Поминальным обедом, который должен включать обязательно большое количество блюд, угощают всех пришедших. Считается, что это смягчит и порадует душу покойного.
Поминальный стол
У разных народов различные кушанья являются традиционными для прощальной трапезы. У азербайджанцев и турков обязательна халва, татары ставят на стол сласти, фрукты, лапшу, суп из баранины. Категорически запрещены алкогольные напитки. Священнослужители озабочены тем, с каким размахом верующие организуют поминки. Некоторые муллы составляют списки рекомендованных блюд, чтобы пресечь лишние траты.
Специальные дни
Особо поощряется Шариатом собираться верующим и читать мавлид за душу покойного. Если проводить такие собрания в высокочтимые дни и месяцы, это особенно хорошо. Однако лишним будет специальное выделение 7, 40 и 52-го дней.
Сколько длится мусульманский траур
Коран велит быть в трауре 3 дня, однако многие мусульманские народы продлевают этот срок до года. Это не является обязательным. Дольше всех должна соблюдать траур жена.
Как должны вести себя верующие
Смерть – это воля Всевышнего, поэтому принять ее надо со смирением. Нельзя скорбеть долго и нарочито, рыдать, кричать, рвать на себе волосы и одежду. Печаль должна быть светлой и короткой.
Установка мусульманского памятника
Сразу после похорон на могиле ставят табличку с информацией об умершем. Через год, когда земля утрамбовалась, можно поставить памятник из натурального камня. По исламским обычаям надгробие должно быть оформлено скромно, без излишеств, но так, чтобы сразу было понятно — на этом месте похоронен мусульманин. Памятник устанавливают строго лицевой частью в сторону Мекки. Портреты умерших наносить на обелиски религией не приветствуется.
Если хочется украсить надгробие, лучше сделать гравировку мечети, классического арабского орнамента, цитаты из Корана. Но несмотря на запреты, на российских кладбищах все же встречаются мусульманские памятники с портретами, даже во весь рост. Радикальные адепты Ислама считают, что это излишество и отголоски советской культуры. Но имамы понимают, что местные традиции искоренить практически невозможно, и поэтому на многое закрывают глаза.
Разрешается ли возлагать цветы и венки на могилы?
Однако имам аль-Бухари передал хадис, который вселяет в некоторых людей сомнения по этому вопросу. Ибн ‘Аббас рассказывал, что Пророк, мир ему, проходил мимо двух могил и сказал: «Эти двое получают сейчас наказание, и наказывают их не за великие грехи. Один из них не пытался уберечься от брызг мочи, а второй разносил сплетни». Затем он взял сочную пальмовую ветвь, разделил ее пополам и воткнул по половинке в каждую могилу. Люди спросили его: «О Посланник Аллаха, зачем ты поступил так?». Он ответил: «Может быть, их страдания облегчатся, пока эти веточки будут оставаться сочными».
Поступать таким образом было дозволено только Посланнику Аллаха, мир ему, потому что облегчение наказания в могиле стало возможным благодаря его мольбе и заступничеству. Это подчеркивается в другой версии этого хадиса, переданной имамом Муслимом от Джабира, в которой сообщается, что Пророк, мир ему, сказал: «Я проходил мимо двух могил, в которых люди получали наказание, и решил заступиться за них, дабы страдания их облегчились, пока две веточки будут оставаться сочными».
Именно так расценили такое поведение Пророка, его сподвижники, и поэтому нет ни одного сообщения о том, что кто-либо из них клал на могилу покойного пальмовую веточку или цветы.
[1] Абу Хурайра ‘Абд ар-Рахман ибн Сахр (602–679) – сподвижник Пророка. Он принял Ислам на седьмом году хиджры, всего за три года до смерти Пророка, но, несмотря на это, стал крупнейшим передатчиком хадисов. Число дошедших через него хадисов превышает 5 тысяч, а число его учеников достигает семисот. Большую часть жизни провел в Медине.
[2] Катада ибн Диама (680–736) — басрийский законовед и комментатор Корана, знаток арабского языка, преданий и генеалогии доисламских арабов.
[3] Анас ибн Малик аль-Хазраджи (612–712) — сподвижник Пророка, через Анаса дошло более двух тысяч хадисов. В конце жизни переехал в Ирак: сначала в Куфу, потом в Басру.
[4] Аль-Газали Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад ат-Туси (1058–
1111) — выдающийся теолог, философ и факих-шафиит.
[5] ‘Абдаллах ибн аль-Мубарак (736–797) — передатчик хадисов, законовед, филолог из Хорасана.
[6] Личность не установлена.
[7] Абу Халид ‘Абд ар-Рахман ибн Зийад, известный как Ибн Ан’ам (694–778) — законовед, хадисовед. Жил в Багдаде, где был приближен к халифу аль-Мансуру. Затем переехал в Кайруан (Тунис), где занимал пост кади (судьи).
[8] Личность не установлена.
[9] ‘Укба ибн ‘Амир ал-Джухани (ум. 678) — сподвижник Пророка, полководец, наместник в Египте (один из тех, кто собирал и записывал Коран, его свод одно время имел хождение в Египте). В Каире над его могилой построена мечеть, которая названа его именем.
[10] Зайд ибн Аркам ибн Зайд аль-Хазраджи (ум. 686) — сподвижник Пророка из числа ансаров (мединских мусульман), передатчик хадисов.
ПЕРСОНАЛИИ
‘Абдуллах б. Мас‘уд — сподвижник Пророка, мир ему, еще юношей принял Ислам, всегда был с Пророком и получил воспитание в его доме. Абдуллах бин Мас`уд стал одним из лучших чтецов Корана и прекрасно знал его толкование, что позволяло ему хорошо разбираться в вопросах фикха.
‘Абдуллах б. ‘Аббас — сподвижник Пророка, мир ему, и его двоюродный брат. Известен как комментатор Корана, толкователь вопросов права, передатчик рассказов о доисламской истории. Его комментарии к сурам Корана считаются самыми верными. Он также входит в группу сподвижников, передавших наибольшее количество хадисов.
Абу ‘Иса Мухаммад б. ‘Иса б. Саура б. Муса б. ад-Даххак – известный как ат-Тирмизи. Родился в Термезе. Известный хадисовед, составил свод хадисов «Аль-Джами‘ ас-Сахих» (3956 хадисов) известный как «Сунан ат-Тирмизи», который является одним из шести сборников хадисов Пророка, мир ему.
Абу аль-Хасан ‘Али ибн Исма‘ил аль-Аш‘ари – известный богослов, автор более 100 сочинений, из которых сохранились несколько трудов, в которых он заложил основные аспекты названной его именем теологической школы. Ашаритская акыда (система вероубеждений) заняла определенные позиции в суннитском Исламе, прежде всего, в шафиитском мазхабе.
‘Али б. ‘Умар ад-Даракутни Абу аль-Хасан – известный иракский хадисовед, богослов, знаток поэзии.
Аль-Бара’ б. ‘Аазиб б. аль-Харис аль-Ансари – сподвижник Пророка, мир ему, сын сподвижника Пророка, мир ему, жил в Куфе.
‘Аляуддин Абу Бакр б. Мас‘уд б. Ахмад аль-Касани – ученый-богослов по ханафитскому мазхабу. Автор труда Бада’и‘у ас-сана’и‘у фи тартиб аш-шара’и‘ (Редкостные искусства в упоядочении шариата).
Ахмад б. Шу‘айб Абу ‘Абд ар-Рахман ан-Наса’и — известный ученый-хадисовед, автор сборника хадисов «Сунан ан-Наса’и».
Ахмад б. Ханбал — крупный богослов и основатель ханбалитского мазхаба. С юности в течение более 20 лет Ахмад ибн Ханбал изучал хадисы и фикх, посетив главные центры богословия. Среди его учителей были Абу Йусуф и Мухаммад аш-Шафи‘и. Умер Ахмад бин Ханбал в Багдаде, оставив после себя большую группу учеников и последователей. Наиболее известный труд имама Ахмада, «Муснад» — сборник, содержащий больше 10 тыс. хадисов.
‘Аиша бинт Абу Бакр ас-Сиддик — дочь Абу Бакра, жена Пророка, мир ему, Мать правоверных. Умерла в возрасте примерно 65 лет, 46 из которых она была вдовой. Похоронена в Медине. Она навсегда осталась уважаемой мусульманами как хранительница Сунны Пророка, мир ему.
Абу Йусуф Йа‘куб б. Ибрахим аль-Куфи аль-Ансари — факих, первый верховный кади (судья) в Исламе. Родился в Куфе. Ученик и ближайший помощник Абу Ханифы. После смерти Абу Ханифы Абу Йусуф занял его место в ученых кругах Ирака и продолжал его дело. Высокое положение Абу Йусуфа дало ему возможность широко применять на практике теоретические разработки Абу Ханифы, что послужило распространению и укреплению ханафитского мазхаба.
Абу ‘Абдуллах аль-Бальхи — ученый-богослов ханафитского мазхаба.
‘Абдуллах б. Мугаффал Абу ‘Абд ар-Рахман — сподвижник Пророка, мир ему.
Абу Бакр — первый праведный халиф, ближайший сподвижник, друг Пророка, мир ему, отец ‘Аиши — жены Пророка, мир ему, еще при жизни Мухаммада, мир ему, был назначен им для руководства коллективной молитвой. Абу Бакр, прозванный Пророком, мир ему, ас-Сиддик — «Правдивейший», был мягким, лишенным властолюбия человеком, сопровождавшим Пророка, мир ему, во всех его поездках и походах, в т.ч. и в хиджре Пророка, мир ему, из Мекки в Медину. Он погребен рядом с Посланником Аллаха, мир ему.
Абу Хурайра — сподвижник Пророка, мир ему, передал самое большое количество хадисов (5374 хадисов).
Абу Ханифа ан-Ну‘ман б. Сабит имам аль-А‘зам — богослов, факих, основатель ханафитского мазхаба. Родился в Куфе. Абу Ханифа является первым богословом, разработавшим систему мусульманского права (фикх), которое, основываясь на Коран и Сунна, отвечало бы требованиям повседневной жизни.
Аль-Кархи — ученый-богослов ханафитского мазхаба.
Абу Джа‘фар Ахмад б. Мухаммад б. Саляма аль-Аздий ат-Тахави –
известный и авторитетный ученый-богослов ханафитского мазхаба, хадисовед. Родился и жил в Египте. Автор много трудов по религиозным наукам, но самым распространенным является книга «Аль-‘Акыда ат-Тахавийя».
Абу ‘Убайда б. аль-Джаррах — сподвижник Пророка, мир ему.
‘Али ибн Абу Талиб – двоюродный брат и зять Пророка Мухаммада, мир ему. Четвертый праведный халиф. ‘Али был знатоком Корана и хадисов. Убит в 661 году.
Анас б. Малик — один из самых молодых сподвижников Пророка, мир ему,
с десятилетнего возраста отданный родителями в услужение к Пророку, мир ему, при котором он находился до его смерти. Юный Анас, знавший грамоту, оказался в свите писцов, сопровождая Пророка Мухаммада, мир ему, днем и ночью. Он входит в группу сподвижников, передавших наибольшие количество хадисов (2286 хадисов).
Зуфар — ученый-богослов ханафитского мазхаба.
Мухаммад б. Йазид Ибн Маджа Абу ‘Абдуллах — известный ученый-хадисовед, автор сборника хадисов «Сунан ибн Маджа».
Мухаммад аш-Шайбани — один из ведущих богословов ханафитского мазхаба, ученик Абу Ханифы, первый систематизатор исламского права. Родился в Ираке, в городе Басит. В течение трех лет аш-Шайбани слушал лекции Малика б. Анаса в Медине, по возвращении в Ирак став одним из ведущих правоведов Багдада. Он является составителем и комментатором труда Малика б. Анаса «Муватта».
Мухаммад б. Идрис аш-Шафи‘и — известный ученый-богослов, основатель шафиитского мазхаба, родился в городе Газза. Ученик имама Малика и Мухаммада аш-Шайбани — знаменитого ученика Абу Ханифы.
Мухи ад-Дин Абу Закарийя Йахйа б. Шараф ан-Навави – известный ученый-богослов шафиитского мазхаба, хадисовед, автор многих трудов по фикху, а также автор книги «Толкование сборника достоверных хадисов имама Муслима».
Муслим б. аль-Хаджжадж Абу аль-Хусайн аль-Кушайри ан-Найсабури – известный хадисовед, автор свода достоверных хадисов Пророка Мухаммада, мир ему, («Ас-Сахих»), который наравне со сводом хадисов его учителя аль-Бухари считается авторитетным у мусульман. Утверждают, что он просмотрел 300 тыс. хадисов и лишь 2 тыс. из них счел достоверными и включил в свой труд. Имам Муслим создал, кроме того, большое количество сочинений по фикху и биографических сводов, посвященных ученым-хадисоведам.
Суляйман б. аль-Аш‘ас ас-Сиджистани аль-Азди – один из авторитетных хадисоведов, известный как Абу Дауд, автор труда «Сунан Аби Дауд», сборник хадисов Пророка, мир ему, (5274 хадисов), который является одним из шести известных сборников хадисов.
‘Умар б. аль-Хаттаб – один из ближайших сподвижников Пророка, мир ему, отец Хафсы – одной из жен Пророка, мир ему, второй Праведный халиф, правил 10 лет; при нем халифа стали именовать «Повелителем правоверных» (Амир аль-му’минин). Он был личностью решительной, отважной, выдающимся политиком, с глубоким чувством долга, обладал проницательным умом, замечательным талантом администратора и пользовался непререкаемым авторитетом у сподвижников его характеризовали жестким, но справедливым правителем. Пророк прозвал его Аль-Фарук (Различитель). Погребен рядом с Пророком, мир ему, и Абу Бакром.
‘Усман б. ‘Аффан – сподвижник Пророка, мир ему, третий Праведный халиф, прозванный Зин-Нурайн «обладатель двух светочей», так как он был женат на двух дочерях Пророка, мир ему, – Рукайе и Умм-Кульсум. Благодаря своему радушию и мягким изысканным манерам, ‘Усман быстро завоевал авторитет среди мусульман. Хотя он был правителем огромного государства, он вел крайне простой образ жизни и был легко доступен всем желающим.
Хасан аль-Басри – крупнейший ученый-богослов, кади (судья) Басры; группировавшийся вокруг него теологический кружок был центром интеллектуальной жизни Басры и всего Омейядского государства. Высокий авторитет и благочестие этого выдающегося мыслителя и знатока шариата оказали сильнейшее влияние на все дальнейшее развитие богословской мысли большинства религиозно-правовых школ.
Список использованной литературы
2. Коран. Перевод смыслов и комментарии Кулиев Э. Р. Умма, – 2004.
3. Аль-Касани. Бада’и‘у ас-сана’и‘у фи тартиб аш-шара’и‘ (Редкостные искусства в упорядочении шариата).
4. Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-исламий ва адиллятух (Исламское право и его аргументы): В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997.
5. Халид ибн Абд ар-Рахман аш-Шайни, Султан ибн Фахд ар-Рашид. Предсмертный миг: Москва: Бадр, 2001.
6. Али ат-Тантави. Общее представление об Исламе: Государство Катар, 1997.
7. Мухаммад ан-Наджи. Некоторые правила похорон. Кулиев Э.
8. ‘Абд аль-Хамид Махмуд Тахмаз. Ханафитский фикх в новом обличье (книга первая). Очищение (тахарат). Отв. ред. Д.В. Мухетдинов. – Н. Новгород, 2004.
9. ‘Абд аль-Хамид Махмуд Тахмаз. Ханафитский фикх в новом обличье (книга вторая). Молитва (салят). Отв. ред. Д.В. Мухетдинов. – Н. Новгород, 2005.
10. ‘Абд аль-Хамид Махмуд Тахмаз. Ханафитский фикх в новом обличье (книга третья). Узаконенная милостыня (закят), пост (сийам), паломничество (хадж). Отв. ред.
Д.В. Мухетдинов. – Н. Новгород, 2005.
11. Мухаммад Ашик. Ат-тасхил ад-дарури ли масаиль аль-Кудури: Казань: Изд-во «Иман», 1999.
12. Ибн аль-Джаузи. Подробное описание Судного Дня // Журн. Минарет. – 2004. – №2 (002). – С. 12–20.
13. Куртуби. Заступничество Пророка // Журн. Минарет. – 2005. – №1 (004). – С. 8–12.