можно ли вещать в fm диапазоне

«Как это работает»: радио — конец прекрасной эпохи

Российские радиостанции FM-диапазона в нашей стране в последние несколько лет пытаются как-то выживать. В условиях падения интереса аудитории к радио, быстрого развития технологий и жёсткой конкуренции владельцы крупных радиостанций уже не чувствуют себя так же комфортно, как в «сытые нулевые».

Попробуем разобраться в ситуации.

Можно сказать, что тенденция «отмирания» FM идёт по всему миру. Например, в конце прошлого года Норвегия отказалась от FM формата и теперь в стране все радиостанции вещают в цифре.

У цифрового вещания есть свои плюсы: высокое качество, возможность вместе с аудио передавать картинки и текст (более продвинутые сообщения, чем через RDS) при условии, что мощность передатчика может быть сокращена.

Однако для полного перехода на «цифру» понадобятся специальные радиоприёмники (стандартные для AM и FM не подойдут), а такие приёмники стоят дорого. Ещё один минус — небольшая задержка звука при передаче сигнала. И тем не менее, власти Норвегии сообщили, что при полном переходе на цифровое вещание они сэкономят почти 25 миллионов долларов.

В России, в свою очередь, тоже думают о переходе на цифровое вещание, но пока есть много нюансов (дороговизна оборудования, неподготовленность аудитории и т.д.), которые мешают реализовать такой переход. В сюжете питерской «Фонтанки» эксперт даёт на «цифровую революцию» три года.

Несмотря на радужные доклады Роспечати за 2015 год о том, что россияне активно прослушивают любимые радиоканалы, аудитория радиослушателей за последние десять лет сократилась.

При этом продолжают появляться новые радиостанции, как федеральные, так и региональные, уплотняя и без того насыщенный рынок и создавая мощнейшую конкуренцию. Чтобы выжить в таких условиях, станции вынуждены как-то меняться.

Как это работает сейчас

О технологии радиовещания написаны десятки и сотни статей, хотя в этой сфере логично всё: есть передатчик, есть приёмник, есть сигнал. Проще всего элементы этой схемы найти в статье на Википедии.

Радиостанции используют радиопередатчики разной мощности, в зависимости от которой передают информацию на разное расстояние. У слушателя есть радиоприёмник, который принимает электромагнитное излучение и преобразует его в звук. Звук модулируется двумя способами — амплитудным (это AM) и частотным (собственно, FM).

Отдельно можно рассмотреть софт, который используется в радиовещании. По сути, программа, через которую идёт эфир — это основной инструмент для эфирного штата радиостанции. Для выпуска всего контента в эфир используются автоматизированные вещательные комплексы, например Digiton, DJin или Sam Broadcaster.

Задачи такого софта — организовать работу с эфирным контентом и свести всё воедино: рекламу, музыку, оформление, записанные программы и выходы в прямой эфир.

Структура программ также примерно похожа: есть рабочее пространство, на котором отображается текущее состояние (что играет, что пойдёт в эфир далее), есть разбивка по часам: каждый час наполняется согласно сетке вещания, которую составляет программный директор.

На рабочем пространстве все манипуляции происходят по принципу drag’n’drop, файлы достаются из папок, к которым есть доступ у программы. Помимо рабочего пространства есть джингл-машина, которая запускает элементы оформления, лайнеры, джинглы и перебивки.

Управление происходит не только мышью и клавиатурой, но и с диджейского пульта (соответствующие «дорожки» и фейдеры могут автоматически включать следующий трек или запускать джингл, всё зависит от настроек). Проще говоря, в программе «зашито» всё, весь эфир.

Если программа выключается — это событие уровня ЧП, потому что все функции вещания завязаны на ней. Конечно, на серьёзных радиостанциях на такие случаи есть резервный диск, с которого просто запускается музыка, чтобы эфир не «молчал», пока «поднимают» софт, потому что без него, например, не выйдет реклама и записанные передачи.

Программы для автоматизации, тем не менее, разнятся. В профессиональных сообществах чаще всего хвалят DJin, потому что у нее наиболее тонкие настройки. Но и стоит она дороже, чем остальные комплексы.

В свою очередь Digiton, хоть и дешевле, часто «напрягает» своей неповоротливостью и самостоятельностью. Программа иногда выдаёт непредсказуемые вещи, сама переключает треки или не запускает джинглы, для эфира такие ошибки губительны. Тем не менее по популярности она почти не уступает DJin.

Обслуживать радиостанцию может абсолютно любой по численности штат — всё зависит от её размеров и задач. Есть маленькие региональные станции с тремя маркетологами, двумя диджеями и редактором, есть гиганты на три сотни человек с промо-отделами, коммерцией, редакцией, PR-службой, складом, охраной и советом директоров.

На среднестатистической радиостанции, помимо диджеев, есть программный директор, который выстраивает сетку вещания, редактор эфира, коммерческий директор, звукорежиссёр для работы со звуком и постпродакшном и промо-отдел.

Есть радиостанции, которые вещают на всю страну — федеральные, есть те, которые работают только для своего региона. При этом зачастую региональные радиостанции не имеют собственного эфира и занимаются ретрансляцией московских станций. В таком случае на регионы выделяется несколько часов собственного эфира и время для местной рекламы (это оговаривается в договоре по франшизе).

Новые радиостанции открываются, даже несмотря на всю сложность процесса и туманные перспективы по прибыли. Для того, чтобы открыть FM-радиостанцию, прописывается концепция, регистрируется юрлицо, точные координаты размещения для передатчика, собираются документы, проходит тендер на частоту, который устраивают два раза в год и так далее. (Подробнее все шаги расписаны здесь).

В России сейчас есть несколько крупных игроков в индустрии, как правило, это холдинги, объединяющие в себе несколько радиостанций: ЕМГ, ПрофМедиа, Газпром-медиа, ВГТРК, Русская медиагруппа и другие. На этом сайте есть краткое описание каждого из них. Помимо крупных игроков есть и радиостанции-одиночки, которые не состоят в холдингах, но при этом имеют немаленькую сеть вещания и даже «достают» за границу.

Основной фактор, по которому мы отличаем (или не отличаем) друг от друга радиостанции — это формат. Формат складывается из того, чем и для кого наполняется эфир. В классическом разделении существует примерно 14 форматов, таких, как AC (Adult Contemporary), CHR (Contemporary hit radio), classical, rock и т.д., которые, в свою очередь разделяются на подформаты. Разделение происходит по возрасту аудитории и музыкальному наполнению.

Следует понимать, что такое деление на форматы весьма условно, и сегодня довольно непросто найти «чистокровную» рок-радиостанцию или AC-формат — в условиях жёсткой конкуренции сильные станции находятся в поиске и постоянно выводят новые форматы, соединяя несколько старых в один.

Почему скоро это перестанет работать

Очевидно, что радио больше не играет той роли, которая была отведена ему ещё в «нулевых». Интернет дал пользователям всё: любые песни, информацию, оперативные новости, анонсы книг, фильмов, форумы для общения со специалистами, площадку для выступлений. Всё, ради чего аудитория включала радиоприёмники, перекочевало в сеть. Теперь, чтобы выживать (не беря во внимание высокий процент автомобилистов, которые всё ещё слушают радио), привлекать аудиторию приходится новыми способами.

Во-первых, задачу привлечения решает уникальный контент (в своё время, когда конкуренция на радио выросла, а интернет был ещё не так популярен, запускались программы, которые «взрывали» аудиторию: «Модель для сборки» или «Фрэнки шоу» — эти вещи до сих пор на слуху). Во-вторых — вывод части информации в интернет и за эфир. Если радиостанция не живёт вне эфира — её можно хоронить.

Радиостанции создают веб-сообщества, и помимо аудиоматериала выкладывают туда фото, видео, интересные тексты, ссылки, заводят странички в Инстаграме — всё это только для того, чтобы поддержать интерес слушателей. У каждой уважающей себя станции есть и заэфирные мероприятия (например, «Европа плюс Live» или «Нашествие», «Золотой граммофон» и прочие события, которые собирают аудиторию и удерживают ее на канале).

Тем не менее, на смену постоянному радиопотоку приходят (а на Западе уже пришли) подкасты. Ещё одним явлением, которому предсказывают победу над FM-станциями, становится интернет-радио. На сегодняшний день интернет-станцию может открыть каждый — её не нужно официально регистрировать, покупать лицензии и дорогостоящее оборудование.

Для простейшего онлайн-вещания нужен хостинг для сайта, вещательный сервис (например, IceCast или ShoutCast), через который будут проходить аудиопотоки, и программа для автоматизации эфира, о которой мы писали выше (есть и бесплатные варианты). После настройки всех этих элементов можно запускать прямые трансляции, любую музыку или разговорные программы, вопрос лишь в выборе аудитории.

В России уже были успешные проекты подобного рода, например Follow me (которые, кстати, для продвижения однажды даже сделали коллаборацию с FM-радиостанцией), или разговорное радио ЧипльДук.

В каком-то смысле, мы можем наблюдать закат классического FM-вещания — рано или поздно, эволюция возьмёт своё. Неприбыльные FM-станции, скорее всего, свернут вещание, и есть шанс, что технологии позволят «ловить» интернет-радио, а российский слушатель приучит себя к подкастингу. Аудиоинформация пока что считается самой ненавязчивой и удобной для восприятия в фоновом режиме.

можно ли вещать в fm диапазоне. Смотреть фото можно ли вещать в fm диапазоне. Смотреть картинку можно ли вещать в fm диапазоне. Картинка про можно ли вещать в fm диапазоне. Фото можно ли вещать в fm диапазоне
Наша собственная попытка сделать подкаст по теме аудиотехнологий

Ссылки на свежие выпуски подкаста Звук и текстовые расшифровки с дополнениями:

Источник

Как устроено FM-радио

можно ли вещать в fm диапазоне. Смотреть фото можно ли вещать в fm диапазоне. Смотреть картинку можно ли вещать в fm диапазоне. Картинка про можно ли вещать в fm диапазоне. Фото можно ли вещать в fm диапазоне

Представьте себе пробку на каком-нибудь проспекте, какого-нибудь условного мегаполиса. Открытые окна автомобилей, протяжные гудки и звуки различных радиостанций, с которых нам вещают о разрушающих США ураганах, футбольных баталиях и политических казусах. Мы часто включаем приемник фоном, когда нет желания подключать к магнитоле AUX или флешку. Знакомые уже голоса радио ведущих приносят нам бодрость с утра или усыпляют вечером. Под катом пару слов о том, как устроено современное FM-радио. А то мы все о телекоме, да о телекоме.

Итак, на первый взгляд все просто. Для работы радио нужен как минимум ПК, с которого вещание идет на передатчик. Каждая станция использует софт по личному усмотрению. Вещать можно и с WinAmp, но тогда не стоит даже вспоминать слово автоматизация, а ведь оно в работе радиостанции ключевое. Здесь и реклама, которая должна вовремя появиться в эфире, вещание радиопередач по расписанию и тому подобные нюансы.

можно ли вещать в fm диапазоне. Смотреть фото можно ли вещать в fm диапазоне. Смотреть картинку можно ли вещать в fm диапазоне. Картинка про можно ли вещать в fm диапазоне. Фото можно ли вещать в fm диапазоне

Помещение радиостанции — это студия и отдел обслуживания, где находятся рекламный отдел, директор и другие сотрудники. Студия представляет из себя изолированную комнату обшитую звукопоглащающим материалом (например параллоном). Все рабочие компьютеры, как правило, выносят за пределы студии, чтобы не создавать дополнительного шума. На фотографии пара компьютеров, один из которых эфирный, а второй — помощник ведущему для работы в интернет и с месенджерами, куда прилетают приветы и поздравления.

Среди железа, работающего в студии основополагающую роль играет пульт для микширования нескольких источников. На примере к пульту присоединены всего три устройства — два микрофона и эфирный ПК. Однако микрофонов можно и больше, можно подключать и музыкальные устройства, начиная от еще одного ПК, заканчивая банальным бытовым плеером.

С этих микрофонов можно записывать голос ведущего на второй ПК, обходя прямой эфир стороной. Для этих целей на пульте есть выход AUX, идущий на линейный вход “звуковухи”. Само собой, что на радиостанции используются только профессиональные звуковые карты. То же касается и микрофонов, качество которых должно быть высшего уровня. На каждый микро в студии плюсом устанавливается компрессор класса DBX 286, в функции которого входит усиление микрофона, компрессия голоса (для более насыщенного качества и устранения разницы в голосе когда ведущий, к примеру, отвернул голову от микрофона смотря в монитор), деесер, для подрезания паразитных звуков на словах с буквами «с» и «ц» и гейтер (для подавления шумов в паузах между словами ведущего).

можно ли вещать в fm диапазоне. Смотреть фото можно ли вещать в fm диапазоне. Смотреть картинку можно ли вещать в fm диапазоне. Картинка про можно ли вещать в fm диапазоне. Фото можно ли вещать в fm диапазоне

Когда всё готово к эфиру, сингал нужно доставить на передатчик. Тут есть несколько интересных моментов. Как правило, студия размещается либо рядом с передатчиком либо удалённо, а передатчик установлен на какой то радио-телевизионной передающей антенне.
Если студия рядом с антенной (до 50 м), то с пульта звуковой сигнал поступает в формирователь комплексного сигнала где уже он готов для приема, только на малой мощности (до 30 Вт),

можно ли вещать в fm диапазоне. Смотреть фото можно ли вещать в fm диапазоне. Смотреть картинку можно ли вещать в fm диапазоне. Картинка про можно ли вещать в fm диапазоне. Фото можно ли вещать в fm диапазоне

где уже по радиочастотному кабелю подымается к усилителю, который просто усиливает мощность до необходимой и подает в антенну.

можно ли вещать в fm диапазоне. Смотреть фото можно ли вещать в fm диапазоне. Смотреть картинку можно ли вещать в fm диапазоне. Картинка про можно ли вещать в fm диапазоне. Фото можно ли вещать в fm диапазоне

Если же студия находится далеко от передатчика, то сигнал уходит по каналам передачи данных. Это может быть беспроводной пролёт, либо оптоволоконные линии, соединяя студию и передатчик, используя обычный интернет.
В нашем примере, студия находится на расстоянии, поэтому для передачи сигнала используют либо аппаратные кодеры/декодеры, либо программные — на уровне софта.

можно ли вещать в fm диапазоне. Смотреть фото можно ли вещать в fm диапазоне. Смотреть картинку можно ли вещать в fm диапазоне. Картинка про можно ли вещать в fm диапазоне. Фото можно ли вещать в fm диапазоне

В любом случае, с одной стороны происходит захват звука и передача его по каналам передачи данных (кодеки и сжатие настраивается по желанию).

можно ли вещать в fm диапазоне. Смотреть фото можно ли вещать в fm диапазоне. Смотреть картинку можно ли вещать в fm диапазоне. Картинка про можно ли вещать в fm диапазоне. Фото можно ли вещать в fm диапазоне

можно ли вещать в fm диапазоне. Смотреть фото можно ли вещать в fm диапазоне. Смотреть картинку можно ли вещать в fm диапазоне. Картинка про можно ли вещать в fm диапазоне. Фото можно ли вещать в fm диапазоне

Вот сигнал, преодолев все препятствия пришел в конечный пункт, где ему суждено выйти в эфир. Программный кодер дает огромные преимущества, потому что звуковую карту можно поставить на свое усмотрение, и настроить дополнительную обработку звука звуковым процессором, и в том числе резервирование эфира на случай отключения от студии (по форс-мажорным обстоятельствам). А по стоимости с учетом лицензирования ОС и софта — можно сравнивать. К примеру, аппаратный кодер, что на картинке, стоит 136 тысяч рублей, а с другой стороны — ставится декодер с похожей ценой — вот и сравниваем ценник. А ведь экономия на звуковых картах — это прямой путь к низкому качеству звука в эфире, что ведет к потере слушателей.

можно ли вещать в fm диапазоне. Смотреть фото можно ли вещать в fm диапазоне. Смотреть картинку можно ли вещать в fm диапазоне. Картинка про можно ли вещать в fm диапазоне. Фото можно ли вещать в fm диапазоне

Дальше со “звуковухи” сигнал бежит на формирователь сигнала, с него на усилитель. После по толстому фидеру его ждет пробежка на антенну и в эфир к радиоприемнику слушателя.

можно ли вещать в fm диапазоне. Смотреть фото можно ли вещать в fm диапазоне. Смотреть картинку можно ли вещать в fm диапазоне. Картинка про можно ли вещать в fm диапазоне. Фото можно ли вещать в fm диапазоне

Вот так это выглядит: есть арендованное небольшое помещение с вентиляцией и кондиционированием как правило ближе к антенне. Тут же и ПК и передатчик.

можно ли вещать в fm диапазоне. Смотреть фото можно ли вещать в fm диапазоне. Смотреть картинку можно ли вещать в fm диапазоне. Картинка про можно ли вещать в fm диапазоне. Фото можно ли вещать в fm диапазоне

формирователь сигнала на выходе которого уже имеем готовый сигнал малой мощности … ниже комбайнер, который этот сигнал подает на два усилителя что стоят снизу и выходы потом суммирует в один. И далее уже все это по толстому фидеру прямо в антенну.
В первой строчке видно выходную мощность на данный момент (для сравнения: мобильный телефон как правило имеет максимум 1 Вт в 1800 диапазоне и 2 Вт в 900 диапазоне).​

можно ли вещать в fm диапазоне. Смотреть фото можно ли вещать в fm диапазоне. Смотреть картинку можно ли вещать в fm диапазоне. Картинка про можно ли вещать в fm диапазоне. Фото можно ли вещать в fm диапазоне

Одна из самых важных штук — это построение плейлиста, который будет звучать. Конечно, можно обойтись винампом, где временами будут проскакивать заставки с позывными, а рекламу можно и руками вставлять. Такая схема будет работать и отлично подойдет для домашнего радио, но потребует постоянного присутствия человека перед эфиром.

можно ли вещать в fm диапазоне. Смотреть фото можно ли вещать в fm диапазоне. Смотреть картинку можно ли вещать в fm диапазоне. Картинка про можно ли вещать в fm диапазоне. Фото можно ли вещать в fm диапазоне

На профессиональных станциях ставятся автоматизированные системы. Рассмотрим одну из них — SoundEmpire. Есть некоторые сходства с Winamp. В программе каждый час подгружается новые плейлист, по правилам подготовленным заранее. Метод смены листа каждый час это правильно, так как если диджей к примеру доставил песню в лист вручную то сдвинет только текущий лист, а на следующий это не повлияет. Что не успеет проиграть в текущем часе — просто удаляется с листа, на фото все что после 60-й минуты уже не выйдет в эфир из-за ручного добавления треков в эфир.

можно ли вещать в fm диапазоне. Смотреть фото можно ли вещать в fm диапазоне. Смотреть картинку можно ли вещать в fm диапазоне. Картинка про можно ли вещать в fm диапазоне. Фото можно ли вещать в fm диапазоне

В листе сразу видно расчетное время старта композиции согласно учёта длительности и микширования.
Правее находится база доступных песен для ручной постановки … причем три колонки для удобства. В первой все песни в базе алфавитном порядке, если снизу в фильтре ввести первые буквы, то в списке будут только те — что попадают под описание.
Правые колонки позволяют помогать фильтровать песни по исполнителю/дате добавления/языку исполнения/темпу/настроению.
Банальным перетаскиванием — песни просто переносят в лист.
Тут же есть закладки где уже собраны готовые заставки под разные передачи для оформления эфира.
А теперь об автоматизации …

можно ли вещать в fm диапазоне. Смотреть фото можно ли вещать в fm диапазоне. Смотреть картинку можно ли вещать в fm диапазоне. Картинка про можно ли вещать в fm диапазоне. Фото можно ли вещать в fm диапазоне

Сверху мы видим разные подписанные счетчики — это и есть время до выхода рекламы и какой либо передачи. Первый счётчик ставит в плейлист рекламу по времени, которая после постановки ждёт окончания трека и выходит. Поэтому ее лучше забивать на 2 минуты раньше расчетного времени. К примеру, если должна быть реклама на 20-й минуте, то счётчик ее поставит на 18-ю минуту, дождётся окончания текущей песни и выведет в эфир.

Второй счетчик — это выход передач, к примеру если новости выходят в записи то их можно либо поставить ручками в плейлист, а можно забить в расписание, которое их будет ставить по времени. В нашем случае на ровные часы забита часовая заставка с позывным радио. Нажав на часики можно вывод переключить в ручной режим. В таком случае реклама не установится в плейлист, а когда настаент время выхода, просто замигает клавиша «поставить» для ручной постановки. Это иногда нужно для работы в прямом эфире, когда идет дискуссия и нужно слегка понизить градус спора, к примеру.

То есть, ведущий не беспокоится о том, когда должен будет выводить рекламу и не составляет рекламный блок. Этим как правило занимается рекламный отдел, который просто согласно сетки рекламы отмечает места выхода ролика, а эфирная программа выводит ролик, предварительно «оформляя» блок «влётом» и «вылетом» (заставка начала и конца рекламы).

можно ли вещать в fm диапазоне. Смотреть фото можно ли вещать в fm диапазоне. Смотреть картинку можно ли вещать в fm диапазоне. Картинка про можно ли вещать в fm диапазоне. Фото можно ли вещать в fm диапазоне

На примере видно рекламную кампанию одного рекламодателя, которая состоит из 4-х роликов. Согласно сетке рекламы расставлены ролики 1-4. Если на это время назначены еще ролики, то они выйдут в одном блоке с текущим. Иными словами, каждый блок никто отдельно не составляет (хотя и можно редактировать) — достаточно за раз расставить ролики на месяц или даже более и программа сама будет всё выводить.
Аналогичная ситуация и с передачами.

Такая фишка позволяет постоянно не находится в студии при работе программы. Для страховки есть дежурный плейлист, на случай если диджей похулиганит и удалит несколько песен и до конца часа будет не хватать треков … или музред не успел забить плейлист, то опять же выйдет дежурный лист.

можно ли вещать в fm диапазоне. Смотреть фото можно ли вещать в fm диапазоне. Смотреть картинку можно ли вещать в fm диапазоне. Картинка про можно ли вещать в fm диапазоне. Фото можно ли вещать в fm диапазоне

А теперь немного о песнях … в отличии от Winamp тут есть база данных (как в библиотеке каталог). То есть, информация о песнях хранится в карточках, а не в тегах. Это позволяет песне навешать много интересного. К примеру темп/настроение/язык и т. д. То есть то, что позволяет потом в студии отыскать песню по типу или сформировать час эфира согласно правил (к примеру — утром веселые и быстрые песни).

можно ли вещать в fm диапазоне. Смотреть фото можно ли вещать в fm диапазоне. Смотреть картинку можно ли вещать в fm диапазоне. Картинка про можно ли вещать в fm диапазоне. Фото можно ли вещать в fm диапазоне

Также можно указать время intro outro … что будет полезно ведущим, которые любят болтать на песне … это время до начала слов в песне и время конце, когда уже можно болтать не перебивая исполнителя. Если этот параметр забить то в начала трека и в конце возле времени до конца трека будет появляться дополнительный таймер до указанного времени.

можно ли вещать в fm диапазоне. Смотреть фото можно ли вещать в fm диапазоне. Смотреть картинку можно ли вещать в fm диапазоне. Картинка про можно ли вещать в fm диапазоне. Фото можно ли вещать в fm диапазоне

Даже если в треке есть тишина в начале или в конце, его не обязательно пропускать через звуковой редактор, так как в Империи достаточно указать начало и конце трека уже на самом файле и в случае необходимости — точку микса и сохранить.

Ну и последнее на чем хотелось бы остановится на формировании часов … у каждой радиостанции своя концепция вещания и наполнение часа. Согласно категорий песен, которые мы вешали на новые добавленные треки в начале — и формируется час. Категориями его составляет музред — и для каждого часа суток можно выбрать свою последовательность категорий. То есть — первая в 8-часе украинская, потом новинка недели. потом горячий хит и т.д. Более того, дополнительно включить фильтр для быстрых или спокойных песен …

Также есть защита на исполнителя… к примеру ставим 30 треков и в течении 30 песен этот же исполнитель уже не станет в эфир с другой песней даже в другой категории. Также защиты от названия песни… к примеру установив эту защиту на 20 треков, это означает что песня с таким названием к примеру «мама» уже не станет любого другого исполнителя в течении 20 треков. Ну и для совсем капризных защита на смежных исполнителей… к примеру указать что ДДТ и Шевчук одно и тоже… то есть если стал ДДТ то Шевчук уже согласно политике защит не станет несколько следующих песен. Также для дня недели выбрать свою последовательность часов … то есть все зависит от фантазии и желания музреда. Ну в общем, по такому принципу работают почти все радиостанции.

Буквально вчера сменили линию связи на беспроводную, до этого был проводной провайдер… и были постоянные разрывы, когда их «кольца» в коммутаторах проводили переключение в случае вылета какого либо коммутатора. Сейчас полностью своя линия в одном киилометре от передатчика до студии с полностью автономным питанием.

можно ли вещать в fm диапазоне. Смотреть фото можно ли вещать в fm диапазоне. Смотреть картинку можно ли вещать в fm диапазоне. Картинка про можно ли вещать в fm диапазоне. Фото можно ли вещать в fm диапазоне

Релейка на этапе установки (скотч на антенне — это маскировка светодиодов, чтобы не привлекать внимание). Труба еще будет подкрашена.

можно ли вещать в fm диапазоне. Смотреть фото можно ли вещать в fm диапазоне. Смотреть картинку можно ли вещать в fm диапазоне. Картинка про можно ли вещать в fm диапазоне. Фото можно ли вещать в fm диапазоне

А вот и приёмная, причем СВЧ FM вещания (порядка 2 кВт на всю антенну или до 500 Вт на вибратор) — не влияет на работу антенки, хотя на всякий случай закрепили на противоположной стороне от вибраторов и в позиции по высоте — между излучающими элементами.

Источник

Обратные ссылки
Опции темы

Сразу оговорюсь, что я не разбираюсь в радиолюбительской связи, т.к. имею дело только с обычными радиостанциями.
Вот пришла идея сделать радиолюбительскую информационно-музыкальную станцию, вещающей круглосуточно на фиксированной частоте в одном из диапазонов, с территорией покрытия 200-300 км. Скажите пожалуйста это возможно вообще сделать?! Самое главное, можно ли вещать на фиксированной частоте в радиолюбительском диапазоне, или разрешено только переговариваться?!

Спасибо всем кто ответит!

Можно, если ВЫ китаец можно ли вещать в fm диапазоне. Смотреть фото можно ли вещать в fm диапазоне. Смотреть картинку можно ли вещать в fm диапазоне. Картинка про можно ли вещать в fm диапазоне. Фото можно ли вещать в fm диапазоне

Нет, невозможно. Помех хватает и без Вас. Радиолюбительская лицензия не предусматривает радиовещание. Для Вас диапазон 88-108мГц. Или сюда: http://6p3s.ru/

Спасибо за ответ, теперь буду знать!

Здравствуйте, уважаемый Wellcom.
Эфирное радиолюбительство, в котором по Вашим словам Вы ничего не понимаете, предусматривает исключительно любительскую радиосвязь. То есть, сам факт установления радиосвязи между корреспондентами. Использовать любительские диапазоны для радиовещания КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО! Этим Вы вызовите не только гнев абсолютно всех радиолюбителей, но и будете отвечать перед законом по административному кодексу правонарушений. А если не повезет, то и по уголовному, по статье за хулиганство.

Если же Вы хотите создать свою собственную радиовещательную станцию на законных основаниях, то пожалуйста, милости просим на этот сайт: www.radiostation.ru который уже девять лет представляет собой учебник по созданию частных радиовещательных компаний.
По разработкам и методикам этого сайта в нашей стране и за рубежом за это время построены десятки радиовещательных компаний. Но в радиовещательной профессиональной сфере нет места для радиолюбительства. Поэтому, если Вам это интересно, начинайте серьезно изучать этот вопрос. На сайте для этого представлена полная информация.

Относительно разрешения «воспроизводить грамзаписи» в диапазоне 85-87 MHz знаю не понаслышке. Сам имел такое разрешение и экзотический позывной 076553, но разрешение действительно пришлось сдать при переходе на 38-40, а вместе с этим и попрощаться с таким же экзотическим диапазоном.

В то время каждый ленинградский радиолюбитель, появлявшийся в диапазоне 85-87 MHz,
имел свой «выходной марш», т.е. мелодию, которая предшествовала его общему вызову.
По этой мелодии можно было узнать станцию даже не дожидаясь информации с позывным сигналом. Обычно, когда трёхминутная пластинка заканчивала звучание, оператор плавно
убирал сигнал от звукоснимателя и прибавлял уровень микрофонного усилителя. Особым шиком считалось микширование, когда вызов оператора производился на фоне музыки.

Моим «выходным маршем» было танго «Брызги шампанского». Самое интересное, что эта пластинка до сих пор жива, и я изредка слушаю её с помощью радиолы «Минск Р7».
Не забывайте, что пластинки тогда выпускались только на скорость проигрывания 78 оборотов в минуту (по три минуты каждая сторона), а магнитофоны были для нас только
светлым будущим.

Я помню, что в наших разрешениях «воспроизведение грамзаписей» не ограничивалось временем звучания музыки в эфире и предназначалось для экспериментальных целей.
Так что, кроме вступления к общему вызову мы нередко знакомили своих корреспондентов
с новинками эстрадной и танцевальной музыки. В качестве эксперимента, естественно :-).

По поводу публикаций на эту тему в журнале «Радио» ничего сказать не могу, т.к. подобных публикаций не помню.

UA1DJ / OH5ZZ / OF5ZZ/ YL3IN

Санкт-Петербург, РОССИЯ
Lappeenranta (Pulsa), SUOMI
Liepaja, LATVIA.

Загляните, если интересно, на этот сайт, где можно вволю послушать старые пластинки и «Брызги шампанского» тоже.

Устанете путешествовать. Я создал себе несколько альбомов из любимых песен.
Александр

Меня зовут Валерий Гончаров, г. Брест, Республика Беларусь. Очень приятно с вами Сергей познакомится. Слушал запись программы «Зелёный глаз» на Радио России, классная! Мне идея понравилась сразу! Успехов вам во всём!

P.S. Модераторов прошу извинить за очень большой пост.

Для RU3AX:
Привет, Борь! Ну, так сразу, на вскидку, я не нашел прямое указание в журнале «РАДИО», что на диапазоне 85-87 МГц в начале 50-х годов можно было крутить музыку, но косвенное указание на это нашел почти сразу!

К тому же, на отретушированной фотографии (или штриховом рисунке), на странице 36 (Рис. 3. Вид на шасси передатчика сверху.), хорошо виден секционированный выходной трансформатор усилителя низкой частоты, каркас которого разбит на четыре секции.

Ну, это так, с лету. И я немного напряг свои инженерные извилины. Еще поищу позже. Может быть, чего еще найду.

Для Wellcom:
Я сейчас помимо своей работы преподаю радиотехнику и коммерческое радиовещание в Гуманитарном институте телевидения и радиовещания (www.gitr.ru). Помимо своих лекций вожу студентов по разным радиостанциям Москвы. Таким, как «Авторадио», «Эхо Москвы», «Бизнес-ФМ», «Орфей», «Голос России». Разумеется, посещаем и эфирные студии, и продакшн, изучаем весть тракт подготовки радиовещательных программ. Полтора года назад я делал экскурсию студентам на Останкинскую телебашню с посещением залов радиовещательных и телевизионных передатчиков. Если Вы бываете в Москве, то взять Вас с собой на какую-нибудь экскурсию не представляет никаких проблем. Какая разница, пойдет на экскурсию группа из 25-и или из 26-и человек? – Только сообщите о своем приезде заранее.
Написать письмо мне лучше вот из этой формы: http://www.radiostation.ru/send_mail.html

Теперь, что касается программы «Зеленый глаз» и всего этого проекта. Он пока не реализован. А по сему, не имеет никакой легальной силы. Предостерегаю Вас от возможных неприятностей что-либо самостоятельно предпринимать в данном направлении, в которых Вы можете оказаться по мальчишеской глупости.

Для OH5ZZ и RX1AG:
Черканите мне, пожалуйста, коротенькое письмо из той же формы. У меня к Вам есть несколько личных вопросов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *