Основы устройства современных автомобилей
Устройство автомобиля
Основные узлы устройства автомобиля
Несмотря на огромное число моделей и брендов, при детальном рассмотрении оказывается, все легковые транспортные средства устроены одинаково.
Основные части любого автомобиля:
Все перечисленные элементы крепятся к несущей конструкции – кузову автомобиля. Последний состоит из днища, передних и задних лонжеронов (силовые детали каркаса, делающие его прочным и устойчивым), моторного отсека, крыши и навесных элементов (двери, капот, крышка багажника, бампер, крылья).
Данный перечень — лишь «верхушка айсберга», но ее вполне достаточно, чтобы начать понимать базовый принцип устройства автомобиля.
Если вы ищете учебник или пособие, в котором легко и доступно, «для чайников», расписано устройство автомобиля, рекомендуем обратить внимание на книгу Бескаравайного М.И. «Устройство автомобиля просто и понятно для всех». Пособие легко скачать в Интернете из любой онлайн-библиотеки.
Краткий обзор важных систем и агрегатов устройства авто
Итак, согласно схеме общего устройства машины, она работает следующим образом.
Благодаря кузову все узлы устройства собраны вместе. Системы работают синхронно и слаженно. За запуск двигателя отвечает аккумулятор. Последний выдает искру, из-за которой воспламеняется бензин в камере сгорания. Детонация запускает движение поршней в моторе. Двигатель, с помощью трансмиссии (если максимально просто, это сила, которая крутит колеса) передает энергию на колеса. За плавность и исправность хода отвечает ходовка. Машина едет или останавливается. Эти процессы контролируются педалями «газ» и «тормоз». В автомобилях с механической коробкой передач есть еще педаль «сцепление» (об этом чуть ниже). Чтобы работали все лампочки и датчики, а также исправно функционировал бортовой компьютер, генератор вырабатывает ток.
Водитель, сидя за рулем в комфортабельном салоне, не видит и не ощущает всю сложность технического устройства автомобиля. Он лишь поворачивает ключ в замке, переключает рычаг коробки, давит педали, крутит руль, да жмет кнопочки на панели. Ну, и контролирует уровень топлива в баке. Сказка, да и только!
Однако, все же, если он хочет понимать устройство автомобиля, хотя бы на уровне «для начинающих», должен разбираться еще в некоторых механизмах.
Что такое сцепление? Как работает данный элемент устройства? Вы когда-нибудь задумывались, почему, когда мы заводим тачку, она сразу не едет. Почему при заведенном двигателе она стоит на месте, пока мы не переключим скорость и не нажмем на педаль газа (тормоза и сцепления, потом газа при МКПП)? Сейчас попробуем объяснить:
Ну что же, мы разобрали базовые элементы конструкции и устройства современного автомобиля, постарались объяснить все максимально доступно и просто. Теперь вы понимаете, каким образом тачка едет, почему работает двигатель, за что отвечает тот или иной агрегат.
Мало кто поспорит, управлять современной машиной, да еще с АКПП – одно удовольствие. Но это – только если соблюдать рекомендации по уходу, относиться к авто бережно, вовремя проходить ТО и реагировать на малейшие неисправности.
Электрооборудование и системы помощи водителю
Многое в машине контролируется электрикой. Она довольно сложная, но значительно облегчает процесс вождения и делает пребывание в салоне максимально комфортным. Именно она запускает двигатель, поддерживая его в рабочем состоянии. Блок управления, аккумулятор, генератор, распределитель, искрообразующие свечи, — всё это отдельные части автомобиля, без которых невозможно представить его нормальное функционирование.
Второстепенными элементами автоэлектрики являются источники освещения: фонари, габаритные огни, поворотники, подсветка салона и т. д. Сюда же относится звуковой сигнал, всевозможные датчики и регуляторы.
К электрооборудованию можно причислять и системы, призванные улучшать курсовую устойчивость и управляемость автомобиля.
Тормозная система
Позволяет замедлять движение машины, вплоть до её полной остановки. Незаменима система во время экстренных ситуаций, а также когда автомобиль надо удерживать от самопроизвольного движения вниз. Автомобильные тормоза включают несколько подсистем: ручную, запасную, вспомогательную, антиблокировочную. Их совокупность называется тормозным управлением.
Задача основной тормозной системы — регулировать скорость движения машины, останавливать транспортное средство в случае необходимости. Состоит она из привода и исполнительных механизмов (барабан, диск). На современных легковых авто чаще используется гидропривод, реже — электрический, пневмо или комбинированный варианты. В некоторых случаях для повышения давления жидкости и эффективности торможения применяются вакуумный усилитель и регулятор.
При отказе или неисправности главного тормоза (разгерметизация одного из контуров и понижение уровня жидкости до критического) задействуется резервная тормозная система. Работает она как самостоятельный узел или вкупе с ручником.
Ручной или стояночный тормоз, оснащённый механическим приводом, предназначен для:
Коэффициенты эффективности замедления автомобиля, движущегося со скоростью 80 км/ч при усилии на педаль до 50 кг основной системы и подсистем:
Принцип функционирования тормозов прост. После нажатия на педаль тормозное усилие передаётся на колёсные механизмы. Последние прижимают к дискам колодки, тем самым останавливая вращение.
Устройство шасси автомобиля
Шасси автомобиля состоит из множества механизмов, передающих крутящийся момент от двигателя к колесам, передвигающих автомобиль и управляющих им: трансмиссии, механизма управления автомобилем и ходовой части.
Сцепление автомобиля
Сцепление служит для того, чтобы передавать крутящий момент двигателя к коробке передач и плавно соединять или разъединять двигатель с механизмами трансмиссии. От педали сцепления идет трос, приводящий в действие механизм сцепления. Сцепление служит для предохранения деталей двигателя и трансмиссии от перегрузки и повреждения при резком включении передачи или торможении.
Устройство автомобиля для сдающих экзамены в ГИБДД и начинающих водителей
Несмотря на то что в автошколах немало внимания уделяется вопросам технического устройства автомобиля, полученных знаний хватает далеко не всем новичкам. Данная книга призвана восполнить этот пробел. Она поможет вам в короткие сроки разобраться в том, что представляет собой современный автомобиль, из каких узлов и агрегатов он состоит, почему при наличии определенных неисправностей машину нельзя эксплуатировать и т. д. Легкий и доступный стиль изложения и большое количество цветных иллюстраций способствуют быстрому усвоению предлагаемого материала даже теми, кто до настоящего момента никогда не имел дела с автомобилем. Книга рекомендована журналом «Автомир» и интернет-порталом www.avtotut.ru.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Устройство автомобиля для сдающих экзамены в ГИБДД и начинающих водителей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
1. Общее устройство автомобиля
К транспортным средствам категории «В»
относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг
с количеством сидячих мест, помимо сиденья водителя, не более восьми.
Любой легковой автомобиль состоит из следующих элементов (рис. 1.1):
Двигатель — это «сердце» машины. Он сжигает топливо и преобразует тепловую энергию в механическую: заставляет вращаться коленчатый вал, затем вращение через трансмиссию передается на колеса (составляющую ходовой части).
Так машина приводится в движение.
Общий вид легкового автомобиля: 1 — фара; 2 — вентилятор системы охлаждения двигателя; 3 — радиатор системы охлаждения двигателя; 4 — распределитель зажигания; 5 — двигатель; 6 — аккумуляторная батарея; 7 — катушка зажигания; 8 — воздушный фильтр; 9 — телескопическая амортизаторная стойка передней подвески; 10 — бачок омывателя ветрового стекла; 11 — коробка передач; 12 — ручка стеклоподъемника; 13 — внутренняя ручка двери; 14 — рычаг задней подвески; 15 — элемент обогрева заднего стекла; 16 — основной глушитель; 17 — задний амортизатор; 18 — задний тормоз; 19 — балка задней подвески; 20 — поперечная штанга задней подвески; 21 — топливный бак; 22 — рычаг стояночной тормозной системы; 23 — дополнительный глушитель; 24 — вакуумный усилитель тормозной системы; 25 — вал привода передних колес; 26 — передний тормоз; 27 — штанга стабилизатора передней подвески
Во время движения водитель управляет автомобилем с помощью рулевого колеса и педалей, представляющих собой механизмы управления. Он включает свет фар и указатели поворотов, то есть пользуется электрооборудованием.
При этом водитель пристегнут ремнем безопасности, ему тепло (работает обогреватель) — задействовано дополнительное оборудование.
Кузов среднестатистического легкового автомобиля состоит из моторного отсека (там находится двигатель), пассажирского салона и багажного отделения. Он же является несущей конструкцией для узлов и агрегатов автомобиля.
Современные автомобили можно классифицировать по нескольким признакам: по типу кузова, типу и рабочему объему двигателя, типу привода колес и габаритным размерам.
Кузова современных легковых автомобилей разнообразны и многофункциональны, хотя, конечно, их основное предназначение — перевозка пассажиров и небольшой поклажи.
В зависимости от формы кузова и количества посадочных мест легковые автомобили делятся на следующие типы.
Седан — машина с двумя, четырьмя или даже шестью боковыми дверями. Характерные черты — моторный отсек и багажное отделение у седанов вынесены наружу, то есть изолированы от салона (рис. 1.2). Седаны, имеющие шесть боковых дверей и перегородку, отделяющую водительскую секцию салона от пассажирской, называют лимузинами.
Рис. 1.2. Седан — самый распространенный тип кузова
Купе — двухдверный кузов с одним или двумя рядами полноразмерных или укороченных сидений (есть варианты, в которых задние сиденья — детские) (рис. 1.3).
Универсал — автомобиль с дверью в задней стенке кузова. Отличается от остальных типов тем, что имеет постоянный грузовой отсек, не отделяющийся от пассажирского стационарной перегородкой (рис. 1.4).
Рис. 1.4. Универсалы любят дачники и путешественники
Хетчбэк — гибрид седана и универсала.
В наше время довольно популярный тип кузова. Как и в универсале, в хетчбэке задний ряд сидений складывается (рис. 1.5).
Вагон — он же мини-вэн. Характерные признаки — моторный отсек и багажное отделение не выступают за пределы кузова (рис. 1.6).
Рис. 1.6. Мини-вэн удобен для семейных поездок
Кабриолет — автомобиль со складывающимся верхом и опускающимися боковыми стеклами окон (рис. 1.7).
Джип — все более популярный тип кузова: вытянутый вверх хетчбэк (рис. 1.8).
Пикап — закрытая кабина (одно — или двухрядная) и открытая платформа для грузов с откидным задним бортом (может иметь мягкий или жесткий верх) (рис. 1.9).
Рис. 1.9. Пикап удобен при перевозке грузов
Большинство современных автомобилей оснащено двигателями, работающими на бензине или на дизельном топливе. Следовательно, по типу двигателя автомобили делятся на бензиновые и дизельные.
По рабочему объему двигателей машины классифицируются следующим образом:
♦ особо малый класс (так называемые малолитражки) — до 1,1 литра;
♦ малый класс — от 1,1 до 1,8 литра;
♦ средний класс — от 1,8 до 3,5 литра;
♦ большой класс — 3,5 литра и более.
В зависимости от того, на какую колесную ось (переднюю или заднюю) передается крутящий момент от двигателя, автомобили делятся на заднеприводные, переднеприводные и полноприводные.
Заднеприводные — автомобили, у которых крутящий момент от двигателя передается на задние колеса (рис. 1.10).
Рис. 1.10. Заднеприводной автомобиль
Движение происходит по толкательному принципу: задние (ведущие) колеса толкают вперед автомобиль, а передние (ведомые) служат для изменения направления движения.
Переднеприводные — автомобили, в которых крутящий момент от двигателя передается на передние колеса, которые тащат за собой всю машину и служат для изменения направления движения (рис. 1.11).
Кстати, переднеприводной автомобиль более устойчив на дороге.
Полноприводные — автомобили, в которых крутящий момент передается и на передние, и на задние колеса одновременно (рис. 1.12).
Рис. 1.12. Полноприводной автомобиль: а — с раздаточной коробкой; б — с полным приводом, подключаемым автоматически; в — с постоянным полным приводом
В современной автомобильной промышленности различают шесть европейских классов в зависимости от габаритных размеров автомобиля. Классы обозначаются буквами латинского алфавита: A, B, C, D, E, S (или F) (рис. 1.13).
Рис. 1.13. Классификация автомобилей по габаритным размерам
♦ А — мини-класс. Характеризуется длиной не более 3,6 м и шириной до 1,6 м. Такие автомобили могут быть как трех-, так и пятидверными.
♦ В — малый класс. Длина кузова — от 3,6 до 3,9 м, ширина — от 1,5 до 1,7 м.
♦ С — низший средний класс (в народе — гольф-класс или компакт-класс). Длина таких машин — от 3,9 до 4,4 м, ширина — от 1,6 до 1,75 м.
♦ D — средний класс. К этой категории относятся автомобили длиной от 4,4 до 4,7 м и шириной от 1,7 до 1,8 м.
♦ Е — высший средний класс, или бизнескласс. Это кузова от 4,6 до 4,8 м в длину и более 1,7 м в ширину.
♦ S (F) — класс люкс (представительский класс). Автомобили длиной свыше 4,8 м и шириной более 1,7 м.
Устройство современного автомобиля
У стройство современного автомобиля это раздел в котором вы найдете информацию о устройстве современных систем автомобиля.
С овременный автомобиль постоянно модернизируется, внедряются новые изобретения. Появляются новые системы впрыска, распределения горючей смеси, устройство современных автомобилей и описание Bosch.
У стройство автомобиля нового поколениядаст нам базовые знания о автомобиле, позволит расширить кругозор автомобилиста, подымет ваш уровень как водителя, но еще даст навыки механика.
С овременная автомобильная техника развивается очень быстро и нужно очень постараться, чтобы идти вслед за новыми современными технологиями. Как говорят «Программист прошлого года, без навыков работы в этом году, уже не программист». Потому, что техника и устройство современного автомобиля развивается с каждым днем.
1. Общее знакомство с современным автомобилем.
Шаг №4. Схемы автомобилей
2. Устройство современного автомобиля
3. Системы питания современного автомобиля.
Устройство современного легкового автомобиля
Устройство современного легкового автомобиля
С овременный легковой автомобиль независимо от модели и марки автомобиля устроен из трех основных частей:
Д вигатель современного автомобиля приводит автомобиль в движение способом преобразования тепловой энергии в механическую работу. В основном двигатель располагается в передней части автомобиля, но бывают и исключения.
Ш асси современного автомобиля включает в себя ходовую часть (обычная телега, которая включает передний и задний мост, подвеску и колеса), трансмиссию (передает крутящий момент от двигателя к колесам и состоит из: сцепления, коробки передач, карданной передачи, главной передачи, дифференциала и полуосей), механизмы управления (служит для изменения направления движения, замедления, остановки и удержания автомобиля на месте. Механизмы управления включают в себя тормозную систему и рулевое управление.
К узов современного легкового автомобиля служит для размещения водителя и пассажиров, также является основной частью автомобиля, на которую устанавливаются все остальные элементы автомобиля. Кузов современного легкового автомобиля состоит из пассажирского салона, моторного отсека и багажника.
Безопасность современного автомобиля
Безопасность современного автомобиля
Наверно каждый из нас всегда считал самым опасным видом транспорта самолет, забывая о том, что такие страхи нам сулит высота. Боязнь высоты дает нам такие ощущения.
Автомобиль является комфортабельным и уютным средством передвижения. На первый взгляд можно сказать самым безопасным, но отнюдь это совсем не так, ибо автомобиль занимает первое место среди самых опасных транспортных средств на Земле.
Каждый день автопроизводители пытаются разработать новые системы безопасности автомобиля, которые бы помогли сохранить здоровье и жизни людей.
Одним из самых известных средств безопасности в автомобиле являются «ремни безопасности». По идее ремнем безопасности должен пристегиваться каждый водитель и пассажир, но к сожалению не все это понимают должным образом, надеясь на удачу. Пренебрежение к рекомендациям автопроизводителей, дорожным правилам приводит к увеличению пострадавших и жертв во время ДТП.
«При скорости автомобиля 70 км/час автомобиль проходит расстояние 20 метров в секунду».
Устройство современных автомобилей предполагает обязательное наличие ремней безопасности, как для водителей, так и для пассажиров.
В целях повышения безопасности людей в современном автомобиле устанавливаются «подушки безопасности». Подушки безопасности являются очень эффективным средством защиты водителя и пассажиров. На сегодняшний день существуют подушки безопасности нескольких видов: фронтальные, боковые, подушки шторки.
Основные средства защиты современных автомобилей:
На безопасность движения современного автомобиля влияют не только средства защиты автомобиля, но и человеческий фактор. Необходимо знать правила безопасности автомобиля и транспортных средств.
«Употребление алкоголя водителем повышает риск возникновения ДТП в 3 и больше раз».
Знакомство с современным автомобилем
Знакомство с современным автомобилем
Для начала мы с вами рассмотрим, что такое современный автомобиль, какие требования предъявляются к безопасности современного автомобиля, обозначим все характерные недостатки, и преимущества автомобилей нашего времени. Изучим основные и вспомогательные узлы и агрегаты автомобиля.
Для быстрого обучения в разделе «Устройство современного автомобиля» необходимо изучить строение и конструкцию типичного автомобиля.
Автомобиль уже давно стал неотъемлемой частью жизни человека. Первый в мире автомобиль был изобретен еще в 1886 году и до сегодняшнего дня он прошел путь эволюции от примитивного автомобиля к современному многофункциональному средству передвижения.
Автомобиль стал не только средством передвижения, но и представляет собой место для отдыха, так как является удобным и комфортным. Современные автомобили производят в зависимости от предназначения, с учетом мнения социальных слоев общества. Например, пенсионеры предпочитают автомобили с хорошим и вместительным багажником, с небольшим расходом топлива и надежные.
Молодежь имеет претензии на скорость и динамику, так называемые спортивные автомобили.
Женщины чаще всего выбирают автомобили компактные и уютные, с красивым и ярким дизайном.
Одним из преимуществ собственника автомобиля является независимость. Они имеют возможность выбирать ехать им на общественном транспорте или на личном, с комфортом и уютом. К тому же не надо следить за расписанием общественного транспорта.
Ваш автомобиль это, как передвижной дом, в котором вы сможете выпить чашечку кофе, отдохнуть, послушать музыку на свой вкус.
Современный автомобиль может использоваться как средство зарабатывания денег, например: такси, перевозка грузов, и другие.
Бывают очень красивые и интересные места, к которым без личного транспорта очень затруднительно добираться или невозможно.
Современные тенденции показывают, что не малое значение автомобиль занимает в деловой сфере человека и является атрибутом его социального положения в обществе.
Существуют люди, которые обожают коллекционировать автомобили.
Но следует отметить, что современный автомобиль это дорогое удовольствие, имеется ввиду не только его первоначальная стоимость, но и затраты на обслуживание, эксплуатацию, расходные материалы и топливо.
Если вы решили купить автомобиль надо еще позаботиться о «доме для автомобиля» – гараж или стоянка.
И если вы все предусмотрели, обдумали и предприняли, не следует забывать о ремонте современного автомобиля. Потому что автомобильная техника, как и вся остальная техника, имеет свойство ломаться, это происходит вследствие влияния на автомобиль плохих дорог, погодных условий и техники эксплуатации автомобиля.
Новые функции системы безопасности японских автомобилей
НОВЫЕ ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЯПОНСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ
Японская автомобильная компания разработала новые функции безопасности автомобиля, которые позволят отслеживать переходящих дорогу пешеходов. Такая новейшая технология безопасности позволит не только во время остановить транспортное средство при возникновении опасной ситуации, но и даст возможность объехать пешехода.
Современная функция безопасности автомобиля была рассчитана с учетом различных факторов. Одним из факторов, который рассматривали инженеры Toyota, является столкновение по встречной полосе с автомобилями, вследствие объезда пешехода. Этот вопрос стал на обсуждение сразу же, и было решено установить специальные датчики, которые способны отслеживать пространство вокруг автомобиля. Современная функция безопасности японских автомобилей анализирует информацию, передаваемую с датчиков и, если это безопасно, приводится в действие.
«Современная технология безопасности максимально приблизит функцию «автопилота» к реальности».
Некоторые специалисты говорят о том, что система «автопилот» никогда не заменит человека на 100 процентов. В целях поддержание этой идеи японские автопроизводители внедрили систему заблаговременного предупреждения водителя о возможной опасности на дороге. Система заблаговременного предупреждения новой системы безопасности создает разного типа сигналы в зависимости от расстояния до пешехода. Сигналы предупреждения водителя включают световую индикацию внутри салона на приборной панели, или в случае возникновения внезапной дорожной опасности раздается специальный тревожный сигнал, сигнализирующий о необходимости принятия мер. Система безопасности сама определит достаточно ли тормозных усилий для избегания столкновения автомобиля с пешеходом и примет меры по объезду пешехода.
Новые современные функции системы безопасности развиваются очень быстро. Недавно свой аналог системы автопилот представил автопроизводитель «FORD».
Характеристики двигателя
Характеристики двигателя
Если вы собираетесь приобрести автомобиль, несомненно, вас заинтересует целый ряд вопросов связанных не только с дизайном и интерьером автомобиля, но и его технические характеристики и динамические качества.
Обязательно необходимо учитывать коэффициент приспосабливаемости, который определяется зависимостью фактического крутящего момента к номинальному. Чем больше диапазон устойчивой работы двигателя (изменение частоты вращения коленчатого вала), тем динамичнее автомобиль. Это позволяет наиболее оптимально управлять автомобилем, что подарит незаменимую стабильность и комфорт.
Мероприятия для повышения качества работы двигателя:
Скоростной диапазон работы автомобильных двигателей улучшается, что сказывается и улучшает устойчивость работы автомобильных двигателей. Технические характеристики двигателей должны соответствовать современным скоростным качествам. Современные автомобили будут укомплектованы по новым принципам строения. В будущем будут приниматься новые инженерные решение, которые позволят легко решать сложные и трудоемкие задачи.