Отказывают в осаго на мотоцикл что делать
Как оформить страховку на мотоцикл и что делать, если страховая компания отказывает в ее выдаче?
Оформление страховки на мотоциклы в последнее время сопряжено с трудностями. Владельцы таких транспортных средств сталкиваются с ситуациями, когда страховые компании прямо отказывают в продаже полисов, ссылаясь на необоснованные причины. В таких случаях собственник мотоцикла имеет право обратиться в соответствующие инстанции для защиты своих прав.
Причины отказа в страховании мотоцикла
В соответствии с информацией относительно деятельности страховых компаний, предоставляющие услуги по оформлению полисов ОСАГО организации не делают ограничений по видам и типам транспортных средств, поскольку такой вариант будет идти вразрез с законом. На практике же некоторые собственники транспортных средств, в том числе и мотоциклов, сталкиваются с отказом.
Такие отказы не являются прямыми – многие компании или намеренно затягивают процесс оформления страховки, или используют по максимуму возможные сроки, чтобы собственники мотоциклов обратились в другие организации.
Причина таких действий достаточно проста – страховым компаниям просто невыгодно оформлять такие страховки. Это связано с тем, что мотоциклисты относятся к категории водителей, чаще всего попадающих в аварии, особенно в крупных населенных пунктах. Как следствие – достаточно высокий процент обращения за выплатами, что в конечном счете невыгодно страховщикам и иногда приводит к их убыточности.
С другой стороны, официально отказать владельцу мотоцикла страховая компания не имеет права – это запрещено законодательно. Поэтому приводятся различные аргументы и требования:
О том, с какими трудностями сталкиваются владельцы мотоциклов, желающие оформить страховку, рассказывается в этом видео:
Обязательно ли иметь страховку для мотоциклиста?
Согласно действующим на территории РФ правилам дорожного движения и текущей редакции закона об ОСАГО, собственники транспортных средств, которые эксплуатируются в пределах РФ, должны иметь при себе страховой полис. Отсутствие такого полиса является прямым нарушением, и мотоциклисты в такой ситуации не являются исключением.
В случае если при остановке транспортного средства и проверке документов выяснится, что водитель не имеет страховки или же она просрочена, это может стать причиной привлечения к ответственности и наложения обязательства выплаты штрафа, величина которого будет составлять до 800 рублей.
При этом не имеет значения, в каком месте мотоциклист осуществлял управление транспортным средством: будет ли это обычная трасса, поселковая дорога, тропинка – в любой ситуации эксплуатация мотоцикла требует наличия страхового полиса и следить за таким обстоятельством должен тот, кто садится за руль или доверяет свое ТС другому.
Что делать, если страховая компания отказывается оформлять страховку на мотоцикл?
Если страховая компания всячески оказывает препятствия в оформлении страховки, мотоциклист для защиты своих прав может обратиться в союз автостраховщиков, общество защиты прав потребителей, ЦБ РФ и даже прокуратуру.
Однако, как показывает практика, порой достаточно просто упоминания о возможности оформления жалобы – страховщики знают, что такие их действия незаконны, и при общении со знающим свои права клиентом оформляют страховку без проблем.
Рекомендации по оформлению полиса ОСАГО для мотоциклистов
Оформление страховки на мотоцикл может быть выполнено двумя возможными способами:
При оформлении полиса посредством личного визита необходимо будет предоставить транспортное средство для осмотра, подать необходимый пакет документации и после дождаться подписания составленного договора специалистами компании.
В случае обращения в режиме онлайн осмотр транспортного средства не производится – все необходимые процедуры осуществляются исключительно посредством интернета. В связи с этим стоимость полисов, оформляемых таким образом, будет несколько выше, поскольку для страховщика повышается и степень риска.
Что касается законодательного момента, то ПДД РФ определяют, что страховка при проверке ТС сотрудниками ГИБДД может быть предоставлена как в форме стандартного бланка, так и просто в виде распечатки того полиса, который был оформлен посредством отправки онлайн-заявки.
Несмотря на то, какой способ оформления страховки выберет мотоциклист, в обоих случаях потребуется предоставить определенный пакет документации, состоящий из следующего перечня:
После оформления страховки началом действия полиса становится день перечисления страхового взноса мотоциклистом, если иного не указано в заключенном договоре. Таким образом только после предоставления квитанции собственник ТС может рассчитывать на получение компенсации при наступлении страхового случая.
Стоимость оформления страховки
За последние несколько лет стоимость оформления страховых полисов по мотоциклам несколько изменилась в сторону уменьшения – такой фактор был вызван действием ФЗ об ОСАГО, а также государственной политикой и жестким контролем со стороны органов, регулирующих наценки на оформление обязательной «автогражданки».
Факторами, которые существенно влияют на стоимость оформления страхового полиса, являются следующие:
Оформление страховки на мотоцикл является прямой обязанностью участника дорожного движения, управляющего таким ТС. При отказе в предоставлении полиса необходимо защищать свои права, мотивируя незаконностью действия страховщиков, для чего потребуется обратиться в соответствующие организации и инстанции.
На двух колесах без гражданки
Напомним, что проблема с покупкой полиса ОСАГО была до сих пор в так называемых «токсичных» регионах. То есть там, где развито страховое мошенничество, где автоюристы злоупотребляют правом. В этих регионах страховщики всеми законными и не совсем законными способами стараются сократить свое участие именно в этом виде страхования.
Не столь давно изгоями в страховых компаниях стали собственники автобусов и таксисты. Они тоже считаются убыточной категорией, а поэтому страховщики с ними также предпочитают не связываться.
И вот теперь очередь докатилась до мотоциклистов. Причем это не проблема тех же «токсичных» регионов. Отказывают в страховании ОСАГО даже в таком беспроблемном регионе, как Москва. И отказывают даже крупнейшие страховщики. Корреспонденту «РГ» были названы только две страховые компании, которые страхуют мотоциклы без лишних проблем.
Остальные страховщики предлагают приобрести дополнительные услуги, и только тогда оформить полис ОСАГО.
Примечательно, что таким образом страховщики наказывают не столько мотоциклистов, сколько всех остальных участников дорожного движения. Да, без полиса ОСАГО запрещено ездить. Штраф за это 800 рублей. Но, с другой стороны, получил постановление и поехал дальше.
Но если мотоциклист оказался виновным в аварии и при этом без страховки, то в неприятную ситуацию попадает пострадавший. За ремонт автомобиля автовладельцу придется заплатить из своего кармана. За лечение и лекарства пешеход также будет платить сам. И только потом в судебном порядке взыскивать с виновника деньги. А на это могут уйти месяцы.
Напомним также, что количество заключенных договоров ОСАГО практически не меняется. А количество транспорта из года в год растет. Как такое может быть? Им не пользуются. Или страховщики создают ситуацию, когда люди вынуждены ездить без ОСАГО?
Если владельцу неправомерно отказывают в заключении договора, то напоминаем, что при обращении к страховщику страхователь вправе осуществлять аудио- или видеозапись. После чего можно подать обращение в РСА.
Если происходит навязывание дополнительных страховок, то можно воспользоваться «периодом охлаждения», который позволяет отказаться от страховки в течение 10 рабочих дней. При заключении договора ОСАГО страховщик вправе потребовать предоставления транспортного средства на осмотр.
Кроме того, заключение договора ОСАГО возможно в электронном виде. Клиент регистрирует на сайте компании личный кабинет, заполняет заявление о заключении договора. После чего будет рассчитан размер страховой премии, и страхователь сможет оплатить заключение договора на сайте с помощью банковской карты. Проверка данных, указанных в заявлении, осуществляется через автоматизированную информационную систему РСА. Полис будет направлен страхователю по электронной почте, его следует распечатать и иметь при себе при управлении транспортным средством.
Кроме того, для обеспечения заключения электронных договоров ОСАГО была запущена система «Е-Гарант». В ней реализована возможность заключения договоров с использованием площадки РСА. Так, в случае невозможности заключения договора на сайте страховой компании потребителю предлагается перейти на сайт РСА. Туда же отправляется заполненное им на сайте страховщика заявление со всеми внесенными данными. На сайте союза по номеру паспорта транспортного средства определяется страховая компания, с которой предлагается заключить договор далее. Затем производится оплата страховой премии на счет страховщика, заключается договор, после чего страхователь получает полис на адрес своей электронной почты.
Продажи электронных полисов происходят за счет системы «Е-Гарант» практически бесперебойно.
Продажи через систему «единого агента» предусматривают использование метода случайной выборки страховщика по номеру техпаспорта автомобиля. В настоящее время система работает в 16 регионах РФ: в Волгоградской, Мурманской, Ростовской, Челябинской, Ивановской, Архангельской, Ульяновской, Нижегородской, Кировской и Саратовской областях, Краснодарском крае, Башкирии, Татарстане, Ставропольском крае, Мордовии и Северной Осетии.
В общем, оформлять полис ОСАГО надо начинать за месяц до того, как вы соберетесь сесть за руль мотоцикла. Или соглашаться на покупку дополнительных услуг. А потом в течение 10 дней отказаться от них. Тогда страховщик вернет переплаченные деньги, а действующий полис ОСАГО останется на руках.
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Отказ страховщика от заключения договора ОСАГО
Отказ страховщика от заключения договора ОСАГО
Согласно ст. 1 №40-ФЗ договор ОСАГО является публичным договором.
Владелец транспортного средства имеет право на свободный выбор страховщика, осуществляющего обязательное страхование.
Страховщик не вправе отказать в заключении договора обязательного страхования владельцу транспортного средства, обратившемуся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования и представившему документы в соответствии с законом (п. 14 Правил ОСАГО).
Таким образом, уклонение страховых организаций от заключения публичного договора является необоснованным и неправомерным.
Часто, ссылаясь на отсутствие бланков страховых полисов, страховщик отказывает страхователю в заключении договора ОСАГО.
Алгоритм действий потребителя:
досудебный порядок
Если, страховщик продолжает уклоняться от заключения с потребителем договора ОСАГО, то в таком случае потребитель может направить предложение (оферту) о заключении договора посредством почтовой связи на адрес страховщика с уведомлением о вручении почтового отправления. Уведомление о вручении будет являться доказательством получения страховщиком направленного потребителем предложения (оферты).
Действующим законодательством установлено, что в случаях, когда для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение 30-ти дней со дня получения оферты(ст. 445 ГК РФ).
судебный порядок
Если страховщик, уклоняется от заключения договора ОСАГО, потребитель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. При этом, страховщик, необоснованно уклоняющийся от заключения договора, должен возместить потребителю причиненные этим убытки.
административная ответственность
Как оформить ОСАГО на мотоцикл в 2021: новые ограничения РСА
Теперь в «черном» списке страховщиков не только таксисты и владельцы автобусов, но и мотоциклисты.
Тоже не получается оформить электронный страховой полис? Отказывают в офисах? Тогда давайте разбираться, что делать в этой ситуации.
Нужна ли страховка на мотоцикл?
На основании законодательства РФ все эксплуатируемые транспортные средства должны быть застрахованы.
Следовательно, мототехника, в том числе. Правила для трассы, сельской или проселочной дороги едины в этом случае.
Рассчитайте стоимость е-ОСАГО без ДОПов и проблем для своей момотехники.
Что будет если нет полиса?
За отсутствие полиса или если он не продлен предусмотрен штраф, в размере 800 руб. Если он оформлен, но остался дома, то на усмотрение ГИБДД. Они проверяют данную информацию, а далее либо делают предупреждение и отпускают, либо санкция 500 руб.
При попадании в аварию, мотоциклист сам уплачивает потерпевшей стороне деньги на ремонт или здоровье. Это касается как других водителей, так и пешеходов.
Какие нужны документы для оформления полиса
Почему не получается оформить ОСАГО на мотоцикл онлайн
Всегда в таком вопросе можно было ответить, что технические неисправности на сайте (в популярных компаниях такое бывает, но не часто) либо проблемы в самом водителе.
Вводимая информация проверяется, обнаруживается ошибка и проверка через РСА не проходит. После этого заявка отклоняется.
С этим столкнулся не один мотолюбитель. Причем отказ даже у людей с безаварийной ездой, которые долго не меняли агента, а нажимали ежегодно “продлить”.
Проблема оказалось в том, что у страховых агентов внутреннее распоряжение не страховать мототранспорт.
Почему не страхуют в офисе
Многие стали жаловаться, что не только сайты не работают, но даже в отделениях отказывают, причем ссылаясь на разное. Например: отсутствуют бланки, привезли не все документы, необходимо подъехать в другое отделение; прописка должна быть местная и т.д.
Следовательно, стоит ожидать отказов не только онлайн, но и в личную.
Максимальная помощь от сотрудников — это перенаправление в союз автостраховщиков.
Пути решения
Каждую проблему можно решить, но терпения понадобится много.
Поиск страховой
Можно пробовать искать страховщика, который согласится предоставить услуги. Но шанс, что повезет не так велик.
Зачастую если СК соглашается, то с перечнем “обязательных” дополнительных услуг.
Также готовьтесь, что после подачи заявления на рассмотрение может уйти месяц. Далее потребуют предоставить технику на осмотр, причем площадка будет находиться еще дальше чем офис.
Эксплуатация ТС запрещена без страховки, поэтому перевезти получиться только на эвакуаторе.
Жалобы
Вначале стоит жаловаться в СК, которая отказывает. Просить ответ в письменном виде. Возможно писать обращения директору, с просьбой застраховать. Важно зафиксировать отказ, хотя бы в аудио или видеоверсии и лучше не в одной организации.
Одним из оправданий может быть неподходящий техосмотр, но от него можно отказаться, если уже оформлена диагностическая карта.
С ответами на жалобу обращаются в РСА, Роспотребнадзор или в прокуратуру, для проведения разбирательства. Они чаще всего направляют дела в суд.
Суд затянет вопрос не на 1 месяц, зато есть шансы быть с документами на следующей сезон.
Оформление полиса онлайн ОСАГО через РСА
Кажется, что в этом варианте все должно быть легче, но нет. Даже на официальном сайте ожидают проблемы.
После открытия странички необходимо рассчитать полис, при этом выбора СК особо не предоставляется. Далее заполнить сведения и подтвердить.
НО автоматический подбор системой не означает, что она выдаст именно компанию, которая будет страховать мототехнику. Она может выдать любую СК.
После такой оплошности программы придется заново все вводить. Возможно не один раз.
Почему у вас не получится оформить ОСАГО на мотоцикл
6 Время прочтения: 9 минут
С наступлением теплого времени года у мотоциклистов появились проблемы — не так-то просто оказалось оформить полис ОСАГО. Разбираемся, почему страховщики не хотят страховать двухколесный транспорт.
«Постоянно страхую 3 машины и мотоцикл (точнее раньше страховал). Машины все проходные — Audi, Nissan и свежий ВАЗ — любая страховая рада видеть, а вот со страховкой мотоцикла — боль и страдания — ни одна страховая просто не хочет их видеть», — оставил отзыв в «Народном рейтинге» Банки.ру пользователь под ником hollow.en. (Здесь и далее отзывы публикуются без изменений.) Сайт страховщика выдавал ему сообщение об ошибке, или отсутствии модели в списке, не позволяя ее вписать и т. п., а в офисе СК ответ сотрудников и вовсе удивил — дескать, программа зависла, приходите завтра. «В предыдущие пару лет у меня даже получалось оформить полис на сайте (хоть и после нескольких попыток с «типа ошибками»), — продолжает hollow.en. — В этом году купил новый мотоцикл и финальную стадию пройти так и не удалось».
С продлением полиса тоже все не просто. «Очень обидно, что машины делятся на «проходные» и «непроходные», а мотоциклы как бы все высокорисковые, — продолжает он. — Я бы еще понял, если бы проблемы были только со «спортами» и старыми «япошками», на которых гоняют молодые и дерзкие, но мотоциклы типа BMW Classic, которые покупают дядечки средних лет, никуда не спешащие, можно было бы причислить к «проходным». В результате страховку можно купить только в какой-нибудь сомнительной СК, про которую никто не слышал, переплатив агенту за оформление. Но вопрос-то не только в деньгах, а в качестве сервиса и отношении к клиенту».
Невыездные поневоле
Таких отзывов с десяток в «Народном рейтинге». Жителю Пермского края, оставившему комментарий под ником Oneten, в прошлом году чудом удалось застраховать свой мотоцикл в конкретной СК, перейдя на нее с сайта Российского союза автостраховщиков (РСА). В нынешнем году фокус не удался: на сайте компании ему отказались продать полис и отправили на сайт РСА. «Там видно, что у СК полисы есть, но при выборе ее при проверке документов выходит отказ так как не указаны тип/марка/модель ТС, хотя все данные указаны и указаны корректно», — пишет он.
В аналогичной ситуации оказался пользователь, оставивший отзыв под ником dneezz. На сайте страховщика он получил зубодробительный ответ: «В связи с наличием угрозы наступления рисков нарушения бесперебойности и непрерывности функционирования сайта Вы можете заключить договор ОСАГО в виде электронного документа с иной страховой компанией». А через сайт РСА при выборе полиса именно этой СК оказалось невозможно загрузить сканы документов. «Пишут, что не совпадает марка/модель ТС, не проходят даже сканы водительского удостоверения», — сетует он.
Москвичу Дмитрию СК отказалась продлить купленный в прошлом году полис. «На сайте продлить невозможно, — написал он. — Звонок в службу поддержки, ответ: это не мы, это там проблемы. попробуйте вечером, утром. Пробовал перед сном и перед завтраком, результат отрицательный».
Половина мотоциклистов ездит без ОСАГО?
Портал «Авто Mail.ru» в мае провел опрос 1,9 тыс. мотоциклистов, и оказалось, что у 77% не получилось приобрести электронный ОСАГО. Из тех, кто пытался купить страховку в офисах СК, отказали 74% водителей. Успешно приобрели «автогражданку» самостоятельно лишь 16%. Среди мотоциклистов, которым не удалось купить ОСАГО ни в электронном виде, ни в офисе страховщика, 48% решили ездить без нее. Проблема становится все актуальнее: в первой половине 2021 года россияне купили почти на 60% больше мотоциклов, чем в первом полугодии 2020-го, подсчитал «Автостат».
«Некоторым владельцам мотоциклов не удается купить ОСАГО ни в электронном виде, ни в офисах СК, — говорится в сообщении. — Не спасает даже система «Е-Гарант», которая должна вроде бы бороться с тем, что СК не хотят продавать полисы ОСАГО определенным категориям клиентов. При этом проблема актуальна даже для самых законопослушных мотоциклистов, никогда не попадавших в аварии по своей вине и без проблем приобретающих ОСАГО на свои автомобили».
В РСА сообщили Банки.ру, что «не фиксируют такой тенденции, а жалобы от физлиц на невозможность купить полис ОСАГО для мотоциклов единичны и связаны обычно с техническими сложностями». Не видят проблем в РСА и в работе «Е-Гарант». «Жалобы поступают крайне редко, да и сам «Е-Гарант» занимает в продажах электронного ОСАГО всего пару процентов, — сообщили в РСА, добавив, что сам объем рынка обязательной «автогражданки» для мотоциклов слишком незначителен, чтобы страховщики пытались за его счет выровнять убыточность. — Однако отметим, что РСА фиксирует довольно много попыток оформить полис обязательной «автогражданки» на несуществующий мотоцикл».
Стремятся минимизировать мошенничество
Несколько лет подряд была популярна схема, когда ОСАГО онлайн оформляли на мотоцикл, а затем с помощью специальных редакторов вносили изменения в pdf полиса, меняя сведения о мотоцикле на данные авто. Поскольку у мотоциклов самая низкая базовая ставка тарифа, то стоимость полиса получалась значительно меньше, чем на автомобиль. Разницу посредники клали в карман. Правда, как уверяют в РСА, с появлением дополнительных проверок в АИС ОСАГО, которые блокируют попытки оформить полис «автогражданки» на несуществующий мотоцикл, заниматься таким посредничеством стало почти невозможно.
Но никуда не делся другой соблазн. По словам генерального директора «Совкомбанк Страхования» Игоря Лаппи, часто мотоциклы повреждаются из-за неосторожности владельца, а внешние элементы у них дорогие. «И у мотоциклистов периодически возникает искушение устранить эти повреждения за чужой счет с использованием других транспортных средств и прямого возмещения убытков», — отмечает он.
Поскольку ОСАГО на мотоцикл зачастую приобретают не на год, а на период активного использования, страховщикам получается не выгодно. Даже годовой полис ОСАГО на мотоцикл в 3—4 раза дешевле, чем на легковой автомобиль, а еще и покупают его на несколько месяцев. «В среднем страховая премия по таким коротким полисам не совсем соразмерна убыточности, — рассказывает Игорь Лаппи. — По нашим данным, самая высокая частота страховых случаев наблюдается в мае, июне и сентябре. Июль — август при этом довольно спокойны. Она может достигать 3% в сезон (в годовом выражении примерно 2%), в то время как портфель легковых авто дает частоту страховых случаев на уровне 5%. Cредний убыток по мотоциклам — около 65 тысяч рублей, что на 100% соизмеримо с показателями по легковым авто». При этом, по его словам, половина ДТП с участием мотоциклов происходит по их вине из-за несоблюдения правил дорожного движения и агрессивного вождения.
«У нас теперь есть отличный инструмент контроля аккуратности вождения — индивидуализация тарифов ОСАГО, и мы ждем, что на ее следующем этапе (реформа ОСАГО. — Прим. ред.) будут учтены другие аспекты, влияющие на стоимость «автогражданки» для аккуратных водителей и для злостных нарушителей», — говорит Лаппи.
Базовая ставка слишком низкая
С помощью индивидуального тарифа СК устанавливают лихачам более высокий тариф. Но рассчитывать конечную стоимость полиса для конкретного страхователя страховщики могут, только исходя из базовой ставки, установленной в пределах тарифного коридора. А она, по словам директора департамента андеррайтинга и управления продуктами СК «Согласие» Павла Нефедова, слишком низкая. «В эксплуатации мотоциклов с точки зрения страховых рисков есть определенная специфика — частота наступления страховых событий низкая, но если мотоциклист стал виновником ДТП и наступил страховой случай, то последствия ДТП крайне тяжелые и высока средняя выплата, — объясняет он. — Установленной базовой ставки для расчета тарифа на страхование мотоциклов по ОСАГО просто не хватает на покрытие убытков».
Тарифный коридор для мотоциклов — от 625 до 1 548 рублей, последний раз он менялся 5 сентября 2020 года, когда Банк России расширил его на 10% в обе стороны. Для сравнения: для легковых авто физлиц он составляет 2 471—5 436 рублей.
«Благодаря расширению в прошлом году коридора базовой ставки СК имеют возможность предлагать более индивидуализированные тарифы, но в некоторых сегментах рынка этого все равно недостаточно для справедливой цены, — говорит заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов. — Если период страхования полгода, то полис уже дешевле на 30%, а следовательно, и средняя премия по всем мотоциклам занижена по сравнению с параметрами портфеля в целом. Вероятно, поэтому не все мотоциклисты одинаково желанные клиенты для тех или иных страховщиков». На его взгляд, проблемы в ОСАГО могут быть решены с полной либерализацией этого вида страхования.
Согласен с ним и координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов, по мнению которого проблему можно решить только пересмотром базовой ставки и расширением тарифного коридора. «Я полагаю, что пересмотр не должен быть сильно значительным, порядка 20% коррекции проблему должно решить. И это не та цифра, которая должна кого-то сильно огорчить, — считает он. — Ну и плюс расширение тарифного коридора для мотоциклов и для такси (в этих двух сегментах существует проблема в тарифном диапазоне), чтобы тариф был максимально справедливым и индивидуальным». По его словам, очень много мотоциклистов имеют КБМ 0,5, то есть они не попадают в ДТП по своей вине и ездят очень аккуратно, и для них должен действовать пониженный тариф ОСАГО, не только из-за КБМ, но и как часть индивидуального подхода к определению страховой премии. Те, кто ведет себя на дороге неаккуратно, должны платить больше. И это будет справедливо. «Существующих механизмов для страховщиков вполне достаточно и при расширении тарифного коридора и коррекции базовой ставки, они смогут совершенно нормально, справедливо определить тарифы для этой категории транспортных средств. Я не вижу здесь больших проблем», — добавляет Шкуматов.
Но когда случится следующее расширение тарифного коридора и пересмотр базовой ставки, пока неизвестно. В лучшем случае к обсуждению их вернутся осенью.
Что делать, если полис не продали?
«Если владелец мотоцикла столкнулся с проблемами при оформлении электронного полиса ОСАГО на свой мотоцикл, он может обратиться непосредственно в СК для заключения договора», — советуют в РСА, добавляя, что страховщик не имеет права отказать в заключении публичного договора, к которым относится ОСАГО.
Статья 15.34.1 КоАП предусматривает штрафы за необоснованный отказ оформить публичный договор для должностных лиц в размере 20—50 тыс. рублей, а для юрлиц — от 100 тыс. до 300 тыс. рублей.
Но проблема в том, что напрямую СК и не отказывают, применяя различные уловки, чтобы не продать полис. И как доказать, что не по своей вине оказался на дороге без «автогражданки», что чревато штрафом в размере 800 рублей и проблемами, в случае ДТП?
«Если страховая организация уклоняется от заключения договора ОСАГО, то в первую очередь необходимо зафиксировать факт правонарушения (любым не запрещенным законом способом)», — советует юрист адвокатского бюро «А-ПРО» Валерия Марчукова. Например, в качестве доказательств неправомерного отказа в заключении договора могут быть представлены снимки экрана компьютера с фиксацией даты и времени обращения к официальному сайту СК. «Отсутствие возможности оформить ОСАГО на сайте страховой организации, выраженное в необходимости перехода по ссылке на сайт РСА, свидетельствует о событии админправонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 15.34.1 КоАП РФ», — говорит она.
Собрав доказательную базу, можно обращаться в различные инстанции. «Если СК отказывается заключить договор страхования, то следует обратиться в прокуратуру и (или) Роспотребнадзор с заявлением, в котором указать все обстоятельства отказа в заключении такого договора», — говорит заместитель председателя коллегии адвокатов «Корчаго и партнеры» Тимур Баязитов. Можно написать заявление в Банк России и обжаловать действия СК в суде.
Доказательная база того, что вам не продали страховку, пригодится и если вдруг придется обжаловать постановления о штрафе за езду без полиса. Другой вопрос, насколько успешно это будет. Валерия Марчукова отмечает, что практика оспаривания постановлений о признании виновным в совершении админправонарушения (часть 2 статьи 12.37 КоАП РФ) распространенная, но решения судьи чаще всего выносят в пользу уполномоченного органа, вынесшего такое решение.
\n \n\t\t\t \n\t\t\t \n\t\t \n\t»,»content»:»\t\t