Первая ява мотоцикл когда выпуск

«Ява» — как знакомство с советским рынком загубило мотоконцерн

Довоенное начало

Яничек и его желание расширить свой бизнес пришлись как нельзя кстати. Был заключен договор, Франтишек довольно потирал свои руки. В Европе тех годов двухколесный моторный товарищ был в ходу и пользовался спросом. Но с выпуском первой модели “Явы” на поверхность вылезли все недостатки сделки. Производство мотоцикла обходилось дорого, поэтому и на рынке ценник был соответствующим. Но не обладая какими-то явными преимуществами над конкурентами, в продажах он провалился. За три года было сбыто только немногим более тысячи экземпляров.

Чтобы продержаться на плаву и выйти в прибыль, было решено немного снизить обороты, и выпускать модели попроще. Как следствие — мотовелосипед “Ява-робот”. Именно он позволил завоевать популярность на европейском рынке. Простой в конструкции, относительно недорогой, а из-за своей классификации на него не нужно было получать права и покупать номерной знак. За первый год было распродано больше экземпляров чем у первой “Явы” за все время его выпуска. Всего до войны было куплено около 15-ти тысяч копий.

Работы в военный период. Легендарный “Ява Перак”

История, достойная голливудской экранизации

Производство гражданских товаров было строго запрещено, любое нарушение в этом плане каралось максимально сурово — смертной казнью. Пунктуальные и педантичные немцы даже брали с каждого работника завода расписку, что он уведомлен о новых порядках. Но свободолюбивые Чехословаки решили не гнуть спины, а гнуть свою линию и заниматься разработкой новой модели мотоцикла “Ява”.

Детали брали с немецких мотоциклов, которые на заводе проходили ремонтные работы. Конструкцией и чертежами занимались в свободное время, бензин попросту воровали где могли, стараясь держать в порядке документацию. Привыкшие к строгому порядку у себя на родине немцы даже не могли бы всерьез заподозрить, что их обсчитывают, раз по бумажкам все сходится. В военных условиях умудрились также проводить полевые испытания, в результате которых было накатано более ста тыс. километров.

Первый триумф

После окончания войны промышленность Европы начинала потихоньку подниматься с колен. В 1946-ом году организовали Парижский автосалон, на который многие заводы привезли показывать свои новинки. Точнее как, новинки, — в лучшем случае это были слегка модернизированные и доработанные довоенные модели. Тем сильнее был эффект сконструированного и обкатанного прямо под носом у немцев “Явы Перака”. Кроме гораздо лучшей по качеству начинки, чем у всех остальных представленных на выставке моделей, он обладал еще и очень стильным дизайном, который окрестили дизайном “нового времени”.

Можно и не говорить, что рынки трещали от наплыва желающих приобрести подобное чудо.

Мотоциклы “Ява” и Советский Союз. Начало падения

Знакомство с советской публикой

К середине 50-ых годов “Ява” экспортировалась в 112 стран мира. Именно тогда ее заказало правительство СССР для своего рынка. Как показала потом история, эта сделка стала причиной последующего падения марки и концерна с вершины Олимпа на дно каких-то Тартараров.

Ну а сам концерн довольно потирал руки, так как получил доступ к многомиллионному рынку, совсем не избалованному качественным товаром. Это и вылилось в то, что практически за два десятилетия выпуска “Явы” на советских пространствах мотоцикл не претерпел практически никаких существенных изменений. Так называемая “тихая эволюция”.

Как отсутствие конкуренции сгубило концерн

В 60-ых годах моторынки всего мира стремительно завоевывала японская продукция. Мотоциклы стали гораздо динамичней, скоростней, компактней и более стильными.

А “Ява” же все более и более ориентировалась на советский рынок, так как особых оппонентов там не было. В конце концов, это привело к застою и отсутствию новых идей. Как следствие, некогда гремевший на весь мир завод стал этому самому миру не нужен. Ситуация так и не поменялась вплоть до распада СССР.

Заключение

Начавшись как немного неудачный амбициозный проект, к середине прошлого века “Ява” уверенно держал мировое мотогосподство в своих руках. На ориентация на рынок Советского Союза, в котором напрочь отсутствовала конкуренция и ожидания с самого начала были крайне невысоки, в итоге и сгубило мощное и передовое предприятие. Сейчас “Ява” кое-как, но держится на плаву, былым величием даже и не пахнет.

Источник

Какие были модели мотоциклов «Ява»: крутизна прошлого

Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть фото Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть картинку Первая ява мотоцикл когда выпуск. Картинка про Первая ява мотоцикл когда выпуск. Фото Первая ява мотоцикл когда выпуск

Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть фото Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть картинку Первая ява мотоцикл когда выпуск. Картинка про Первая ява мотоцикл когда выпуск. Фото Первая ява мотоцикл когда выпуск

Мотоциклисты советского периода в определенной степени были счастливыми людьми: в отличие от автолюбителей они могли просто в магазине купить себе настоящий байк-иномарку. Причем – иномарку безо всяких оговорок.

В то время как легковые автомобили-иномарки в стране были редкостью даже в государственных организациях, мотоциклы в Союз импортировали довольно активно. Кроме отечественных марок, в свободном доступе были немецкие MZ, венгерские Pannonia и конечно, чехословацкая Jawa. И если мотоциклы первых двух марок особенно перед пятью отечественными никто не выделял, то “Ява” стояла отдельно – она была принципиально комфортнее и надежнее.

Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть фото Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть картинку Первая ява мотоцикл когда выпуск. Картинка про Первая ява мотоцикл когда выпуск. Фото Первая ява мотоцикл когда выпуск

Импортных мотоциклов на советский рынок поставлялось немало, но не все они были принципиально лучше отечественных. На фото: Pannonia Т5 с коляской

Чехословацкие мотоциклы Jawa стали известны в Европе еще с 1930-х годов. Тогда в мире появлялось и исчезало немало мотоциклетных брендов, но Jawa более или менее прочно закрепилась на рынке. Удачно пережив Вторую Мировую, производитель “выстрелил” своей моделью Perak – для тех времен необычно аккуратно оформленной, технически передовой и как позже выяснилось, безотказной. Но в нашу страну попали “Явы” следующей генерации.

Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть фото Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть картинку Первая ява мотоцикл когда выпуск. Картинка про Первая ява мотоцикл когда выпуск. Фото Первая ява мотоцикл когда выпуск

Jawa Perak была одним из самых передовых мотоциклов в послевоенные годы. К нам эта модель не поставлялась

Jawa-250/353.03 и Jawa-350/354.03 (1955 – 1959)

Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть фото Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть картинку Первая ява мотоцикл когда выпуск. Картинка про Первая ява мотоцикл когда выпуск. Фото Первая ява мотоцикл когда выпуск Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть фото Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть картинку Первая ява мотоцикл когда выпуск. Картинка про Первая ява мотоцикл когда выпуск. Фото Первая ява мотоцикл когда выпуск Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть фото Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть картинку Первая ява мотоцикл когда выпуск. Картинка про Первая ява мотоцикл когда выпуск. Фото Первая ява мотоцикл когда выпуск

Jawa линейки 353/354 сразу поразила стилистикой и комфортной работой агрегатов

Облицовка передней вилки первой из «старушек» была объединена с фарой, экипажная часть в большой степени прикрыта кожухом, каплеобразный бак украсили хромированными боковинами, глубокие крылья получили сложные объемные линии. Непривычная «фишка» – одна педаль кикстартера и переключения передач. На более поздней модификации Jawa-350/354.04 (1958 г.) замок зажигания переехал из бака в фару, амперметра, который тоже был на баке, не стало совсем.

Jawa-350/354.06 (1962 – 1959)

Двигатель стал мощнее на две лошадки, но нам кажется, что более весомые усовершенствования пришлись на дизайн новинки. И без того невероятный по стилю кожух фары “распространился” на руль и прикрыл его, как это бывает на мотороллерах. Спидометр вместо круглого стал умопомрачительной формы – овальными с верхней стрелкой и нулем справа, да еще и получил подсветку!

Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть фото Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть картинку Первая ява мотоцикл когда выпуск. Картинка про Первая ява мотоцикл когда выпуск. Фото Первая ява мотоцикл когда выпуск Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть фото Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть картинку Первая ява мотоцикл когда выпуск. Картинка про Первая ява мотоцикл когда выпуск. Фото Первая ява мотоцикл когда выпуск Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть фото Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть картинку Первая ява мотоцикл когда выпуск. Картинка про Первая ява мотоцикл когда выпуск. Фото Первая ява мотоцикл когда выпуск

Модель 353/354 постепенно модернизировалась. Большая часть выпуска начала отправляться на советский рынок

Jawa-350/360.00 (1964 – 1974)

Фактически это очередная модернизация “кивачки”, но обозначенная новым главным индексом, а не изменением последних цифр после нулей. Изменился бак: хром на боковинах отныне – не единое тело бака, а массивные накладки. Переднее крыло осовременили, сделав его не таким глубоким.

Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть фото Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть картинку Первая ява мотоцикл когда выпуск. Картинка про Первая ява мотоцикл когда выпуск. Фото Первая ява мотоцикл когда выпуск Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть фото Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть картинку Первая ява мотоцикл когда выпуск. Картинка про Первая ява мотоцикл когда выпуск. Фото Первая ява мотоцикл когда выпуск Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть фото Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть картинку Первая ява мотоцикл когда выпуск. Картинка про Первая ява мотоцикл когда выпуск. Фото Первая ява мотоцикл когда выпуск

Дизайн “старушки” долго не старел, к тому же производитель удачно “освежал” экстерьер, развивая выбранную стилистику

На этой модели (версия 360.01 с 1966 г.) уже была такая полезная (а на самом деле и несложная технически) новинка как полуавтомат сцепления – диски размыкались от хода педали переключения передач. Модернизировали переднюю вилку, воздушный фильтр и ввели некоторые другие технические усовершенствования. Все вышеназванные модификации вскоре после появления новой модели “Явы” начнут уважительно называть “старушкой”.

Jawa-350/634 (1973 – 1984)

Радикально новая модель с новым двигателем мощностью аж 22 л. с. Сами ее создатели признавались тогда, что создавали новый мотоцикл под советские условия эксплуатации – то есть не столько передовой технически, сколько прочный, простой и неприхотливый к сервису. Например, раму почти полностью взяли от мотоцикла для так называемых шестидневных соревнований (эндуро) – Jawa была многократным чемпионом мира в этой дисциплине.

В течение конвейерной жизни 634-ка несколько менялась: получила отдельные от фары щиток приборов и замок зажигания (634.8.00, 1977 г.), резиновые гофры на перьях вилки и тахометр (634.8.15 и 634.5.50, 1979 г.), а также некоторые другие мелочи.

Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть фото Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть картинку Первая ява мотоцикл когда выпуск. Картинка про Первая ява мотоцикл когда выпуск. Фото Первая ява мотоцикл когда выпуск

Jawa 634 в течение лет выпуска заметно меняла вид – из-за оформления бака и изменения цвета с вишневого на ярко-красный. На фото ранняя версия.

Наиболее заметное изменение 634-ки произошло в 1976-м – Jawa для советского рынка стала красится ярко-красным цветом вместо вишневого (модель 634.4.03). Еще одно значительное внешнее изменение произошло в 1981 году, когда модель 634.7.00 получила узкую хромированную накладку на бензобак вместо сплошной большой. Эта вроде бы незначительная деталь существенно изменила визуальное восприятие мотоцикла, хотя кроме того появились еще новые глушители и пара-тройка мелких новаций.

Jawa-350/638.5.00 (1984 – 1986 р.)

Модель новая, но у мотоциклистов большого фурора ее появление поначалу не вызвало. И недаром, ведь это всего лишь переходная модель к совершенно новому мотоциклу. Между тем, несколько принципиальных новаций было и у этой “переходки”: новый двигатель (24 л. с.), новое 12-вольтное электрооборудование, новая передняя вилка.

Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть фото Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть картинку Первая ява мотоцикл когда выпуск. Картинка про Первая ява мотоцикл когда выпуск. Фото Первая ява мотоцикл когда выпуск Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть фото Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть картинку Первая ява мотоцикл когда выпуск. Картинка про Первая ява мотоцикл когда выпуск. Фото Первая ява мотоцикл когда выпуск

Внешне различий между “Ява” 634.7.00 и “Ява” 638.5.00 немного, но основные агрегаты и системы были разными

Внешне этот мотоцикл отличали по цветам крыльев – красному переднему и черному заднему, тогда как у предшественницы в СССР они были серыми. А на словах эту модель называли “12-вольтовой”.

Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть фото Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть картинку Первая ява мотоцикл когда выпуск. Картинка про Первая ява мотоцикл когда выпуск. Фото Первая ява мотоцикл когда выпуск

Издалека переходную 638.5 отличали по цвету крыльев: красному переднему и заднему черному

На самом деле такое электрооборудование решило одну из немногих хронических проблем “Яв” – постоянный недозаряд аккумулятора при движении ночью.

Jawa-350/638.00 (1986 – 1991)

Здесь уже советских мотофанов ждала дизайнерская революция: впервые после “старушки” они получили мотоцикл с таким визуально целостным образом. Новая Jawa мгновенно получила собственные имена: «мыльница“ (из-за обилия гладких поверхностей облицовки),”спойлер“ (непонятно почему) и даже ”люксовая» (понятно почему). В техническом плане мотоцикл почти не отличался от переходной модели.

Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть фото Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть картинку Первая ява мотоцикл когда выпуск. Картинка про Первая ява мотоцикл когда выпуск. Фото Первая ява мотоцикл когда выпуск

Последняя из импортированных в Союз модель Jawa поразила публику своим целостным стилем – бак, сиденье, облицовка под ним и задний фонарь

До распада Союза и упадка завода-производителя эту модель еще успели модернизировать: в 1989 г. модификация Jawa-350/638.1.03 получила доработанную заднюю подвеску и новые глушители. Цвет этой “Явы” был более светлый, другими были и надписи на баке. Интересно, что новый двигатель двух последних моделей был более шумным и как будто не таким долговечным, как агрегат серии 634. Вероятно, по этой причине для небольшого внутреннего рынка в Чехословакии выпускали новую Jawa-350/638 в комплектации со старым мотором.

Рекомендация Авто24

В это трудно поверить, но мотоциклы Jawa того самого советского периода до сих пор имеют смысл как транспортное средство! Они не шумят и не вибрируют, имеют адекватную нынешнему транспортному потоку динамику, соответствующие тормоза и при том сохраняют должную надежность. Не верите? Посмотрите, по чем продаются сегодня 30 – 35-летние “Явы”! Нет, не те, что “в оригинале” и хоть сейчас в музей, а обычные, в состоянии “на ходу”: за тысячу “зеленых” будет еще не самая дорогая. И это при том, что запчасти к ним не продаются в магазине. Поэтому когда есть тяга к чему-то винтажному, да еще и с возможностью проехать с ветерком, присмотритесь, например, к Jawa 634.05 – скорее всего, не пожалеете.

Источник

60 лет «Старушке»: история легендарного мотоцикла Jawa

Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть фото Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть картинку Первая ява мотоцикл когда выпуск. Картинка про Первая ява мотоцикл когда выпуск. Фото Первая ява мотоцикл когда выпуск

Кто из нас не помнит красивые вишневые мотоциклы из Чехословакии? Вспоминаем, чем была знаменита модель»Ява», почему ее любили больше советских «Ижей», где тусовались ее владельцы в СССР и почему чешская марка потеряла мировое лидерство.

В послевоенные годы восстанавливающейся экономике Европы нужен был простой, дешевый транспорт — так появились первые малолитражные автомобили. Все хорошо знают Citroen 2СV и VW Kaffer (он же «Жук»), покорившие сердца европейцев. В Стране Советов автопром еще не полностью сформировался, и производство дешевых малолитражек было налажено на заводе МЗМА (позже — АЗЛК). Но что европейцу доступно, то советскому человеку дорого. Поэтому-то в нашей стране пользовались популярностью мотоциклы.

Мотопромышленность в СССР была более-менее развита и до войны. С 1928 года выпускались достаточно интересные модели марки «Иж» в Удмуртии, в том числе весьма передовые по тем временам крупные модели «Иж»-1 и «Иж»-2 с большими V-образными «двойками» объемом 1 200 кубических сантиметров.

Но все планы по серийному производству мотоциклов так и остались планами — началась война. Ну а после войны советское руководство решило не изобретать велоси… то есть мотоцикл, а воспользоваться трофеями.

Немецкие чертежи и оборудование с завода фирмы DKW получили как «ИжМаш», так и Минский мотовелозавод. Ижевцы освоили выпуск техники посолиднее — «Иж»-350 с двухтактным мотором в 350 «кубов». Велосипедному заводу из Минска достался легкий мотоцикл с мотором 125 «кубов». Позднее к выпуску мотоциклов по чертежам DKW приобщился Завод имени Дегтярева, создавший марку «Восход».

Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть фото Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть картинку Первая ява мотоцикл когда выпуск. Картинка про Первая ява мотоцикл когда выпуск. Фото Первая ява мотоцикл когда выпуск

Мотоцикл «Иж»-350 1946-1951 г.в.

В советской провинции предпочитали примитивную технику, которую не то что бы было просто ремонтировать… но которую в идеале можно было вообще не обслуживать, пока что-нибудь не отвалится. В селах «на убой» укатывались «Ижи», «Восходы» и «Мински».

Городская же публика предпочитала иномарки, и вовсе не из пижонства.MZ — из ГДР, Panonia — из Венгрии и, конечно же, чешскую Jawa. О ней-то и пойдет речь в этой статье.

Рождение легенды

История знакомых с детства вишневых мотоциклов начинается в 1929 году, когда чешский предприниматель Франтишек Янечек начинает на своем заводе лицензионный выпуск мотоциклов Wanderer. Над названием своих мотоциклов он особо не раздумывал и собрал название марки из первых букв своей фамилии и названия мотоцикла. Получилось JaWa.

Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть фото Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть картинку Первая ява мотоцикл когда выпуск. Картинка про Первая ява мотоцикл когда выпуск. Фото Первая ява мотоцикл когда выпуск

Первый мотоцикл, выпускавшийся на заводе «Ява»

Первый мирный год после войны. Страны отходят от потрясений. В Париже проходит выставка авто- и мототехники. Большинство фирм представляет свои предвоенные разработки, иногда наспех доработанные. А вокруг стенда Jawa не стихает ажиотаж. Чехи представили абсолютно новый мотоцикл!

Во время оккупации Чехии завод Jawa занимался ремонтом и обслуживанием немецких мотоциклов. И, конечно же, никаких своих разработок на заводе вести было нельзя. Но инженеры и механики завода в тайне от немецкого руководства разработали, испытали, подготовили документацию к серийному выпуску и даже изготовили чуть меньше тысячи сборочных комплектов для производства мотоцикла, имеющего мало общего с типичным двухколесным транспортом 40-х годов.

Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть фото Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть картинку Первая ява мотоцикл когда выпуск. Картинка про Первая ява мотоцикл когда выпуск. Фото Первая ява мотоцикл когда выпуск

Двухтактный двигатель 250 с возвратно-переменной продувкой, четырехступенчатая коробка передач с автоматическим выключением сцепления, передняя телескопическая вилка и задняя свечная подвеска, одинарная рама из стальных труб квадратного сечения… По тем временам — настоящий прорыв.

Дизайном мотоцикл тоже выделялся на фоне других. Развитая облицовка фары, плавно перетекающая в перья вилки, бензобак каплевидной формы с хромированными боковинами… Довершали облик хромированные глушители в стиле «рыбий хвост». А главное — какая аккуратность! Вся проводка убрана заподлицо, и даже карбюратор прикрыт алюминиевым кожухом.

Конечно же, столь современный, красивый и к тому же недорогой мотоцикл сразу нашел своего покупателя. В 1948 году в дополнение к модели 250 выпустили двухцилиндровую модель 350. С этих двух моделей Jawa Perak 250 и 350 начлась современная история марки.

Легенда едет в Союз!

В 1953-54 годах на смену еще не успевшему устареть «Пераку» приходит улучшенная модель. Сохранив моторы 250 и 350 без серьезных доработок и серьезно доработав ходовую часть, Jawa обеспечила себе славу и популярность еще на несколько десятилетий.

Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть фото Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть картинку Первая ява мотоцикл когда выпуск. Картинка про Первая ява мотоцикл когда выпуск. Фото Первая ява мотоцикл когда выпуск

Стилистика мотоцикла тоже претерпела значительные изменения. Взамен минимализма 40-х пришел стиль, сравнимый с современными круизерами. Развитый кожух фары, почти перетекающий в уже ставший фирменным каплевидный бак, обтекаемые формы силового блока, преходящие в характерный, чисто декоративный кожух подседельного пространства. Двухместное сиденье в форме гитары и глубокие по моде тех лет крылья. И снова глушители «рыбий хвост».

Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть фото Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть картинку Первая ява мотоцикл когда выпуск. Картинка про Первая ява мотоцикл когда выпуск. Фото Первая ява мотоцикл когда выпуск

Именно в таком виде будущая «Старушка» предстала перед советской публикой. В СССР «Ява» продавалась только в одном цвете, но на самом деле по всему миру встречались разнообразные варианты заводской окраски: несколько двухцветных схем и одноцветные — белые, черные, алые и известные у нас вишневые.

Крайне надежный, неприхотливый, простой в обслуживании, но при этом по-европейски удобный. И не такой «дубовый», как советские «Ижи»! «Яву» было за что любить. Выпускавшийся тогда же «Иж»-56, хотя и относился к тому же классу, но весил на 20 килограммов больше, ехал на 15 км/ч медленнее и по ходовым качествам сильно уступал чешскому конкуренту. Поэтому, несмотря на цену в 600 рублей, против 500 у «Ижа», Jawa стала крайне популярной в городах.

Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть фото Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть картинку Первая ява мотоцикл когда выпуск. Картинка про Первая ява мотоцикл когда выпуск. Фото Первая ява мотоцикл когда выпуск

Во всех крупных городах нашей необъятной Родины существовал свой фирменный магазин запчастей Jawa. К концу 50-х вишневые мотоциклы на дорогах были настолько частым явлением, что их владельцы стали регулярно собираться вместе. Традиционно местом встречи становился как раз магазин явовских запчастей.

Туда приходили, как бы сейчас сказали, просто потусоваться. Посмотреть на аккуратные коробочки с не менее аккуратными, без дефектов литья и окалины, с ровными краями запчастями было выше сил большинства явоводов.

Также для особо любознательных в магазинах висели плакаты с картинками вожделенных «Яв», не поставлявшихся в эту страну. Например Jawa 250/350 Automatic с автоматическим центробежным сцеплением (рычаг сцепления отсутствовал как класс).

Еще можно было увидеть картинку Jawa с припиской Oilmaster — со сложной в настройке и обслуживании и поэтому не поставлявшейся в СССР системой смешения масла с бензином. Да-да! В Европе и Америке было полно мотоциклов, для которых не надо было мучительно смешивать бензин с маслом самому. Были плакаты и с Jawa Californian для американского рынка с абсолютно другим обликом. Отчасти эти картинки и давали толчок к тюнингу и кастомайзингу мотоциклов.

Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть фото Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть картинку Первая ява мотоцикл когда выпуск. Картинка про Первая ява мотоцикл когда выпуск. Фото Первая ява мотоцикл когда выпуск

«Ява» 350 «Калифорниан». Хорошо заметны трубки от системы ойлмастер

Около магазина люди собирались стайками по интересам. Они все были принципиально разные для одной большой компании.

Самыми спокойными были «неклубные» люди. Они просто тихо-мирно подъезжали к магазину, здоровались со знакомыми и ехали дальше своей дорогой. Мотоциклы их описывать бесполезно, потому что это был «полный сток». Максимум могли быть привинчены зеркала и поворотники.

Барыги, то есть нелегальные торговцы запчастями, общались исключительно между собой — кому надо, сами подойдут и спросят. Одеты в потертые коричневые кожаные курки, достать которые простому смертному в те времена было невозможно. Мотоцикл в обязательном порядке оснащался «южным багажником» — конструкцией для перевозки трех внушительных кофров (обычных чемоданов). Иногда их «Явы» к тому же имели и коляску. Из запчастей у них было все, что нужно. В том числе и то, что нельзя было достать в широкой продаже, — на то они и барыги.

Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть фото Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть картинку Первая ява мотоцикл когда выпуск. Картинка про Первая ява мотоцикл когда выпуск. Фото Первая ява мотоцикл когда выпуск

В провинции тоже находились любители «Явы», но нечасто

Мажоры (пижоны, дэнди) ездили компаниями по 2-3 мотоцикла, всегда самой последней модели. Когда появилась Jawa 634, сразу пересели на нее. Стиль одежды вызывал почти что отвращение у весьма однотипно одетых прохожих. В прикид дэнди входили: темные очки по последней моде, свежайшая кожаная куртка и такие же ботинки. Дополняла этот облик яркая, чаще желтая, рубашка. Общаться с ними, естественно, мало кто желал, и поэтому надолго они у магазина не задерживались и ехали «мажорить» дальше.

Спортсмены ездили по одному и редко. Но друг друга, конечно, знали. Общего облика самих спортсменов не выявить, одевались кто во что горазд. Но мотоциклы каждый раз привлекали внимание почтенной публики. Первое, что сообщало о приближении спортсмена, — звук грамотно обрезанных глушителей. Далее появлялся и сам мотоцикл.

Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть фото Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть картинку Первая ява мотоцикл когда выпуск. Картинка про Первая ява мотоцикл когда выпуск. Фото Первая ява мотоцикл когда выпуск

Серийная «Ява» 250 спорт для шестидневных гонок

Обычно — «двухгоршковая» «Старушка» с цилиндрами и головками от 634-й модели (когда это стало возможно). Стоковая фара заменена на что-нибудь менее массивное. Вместо спидометра — тахометр от «Жигулей». Опиленные, иногда поднятые глушители и полное отсутствие лишних деталей. Ради экономии веса мотоцикл лишался центральной подставки, части облицовок. Оба крыла опиливались, а переднее приподнималось повыше.

Туристы, высшая каста владельцев Jawa, для молодежи были куда авторитетнее, чем весь ЦК вместе взятый. Эти загорелые люди в возрасте побывали во всех уголках страны. О них ходили разнообразные легенды, имевшие немало общего с истиной. Они могли перебрать мотор в поле за пару часов и имели привычку чинить мотоцикл, не имея под рукой никаких запчастей.

Есть пара случаев, которые были рассказаны лично мне одним из путешественников…

После незначительного ДТП у «Явы» погнулась вилка, так что ехать стало невозможно. Но поскольку ехать было нужно, она была прямо на обочине разобрана и приведена в чувство при помощи подручных инструментов.

Также был момент, когда внезапно разболтался ступичный подшипник. Конечно же, новые ступицы не входили в список обязательных запчастей в дорогу, поэтому в зазор между подшипником и ступицей были вставлены куски обычного бритвенного лезвия, и мотоцикл успешно вернулся домой.

Сами мотоциклы туристов заслуживают отдельного разговора. Большинство предпочитало 350-й мотор, но мой знакомый, например, предпочитал «младшую» 250-ю модель. В обязательном порядке мотоцикл, вне зависимости от года выпуска, оснащался глубокими крыльями. Дуги безопасности на мотоцикле были в порядке вещей. Кстати, кроме своих прямых обязанностей, дуги были еще и резервуарами для масла или любой другой жидкости — для этого они оснащались парой пробок. Частенько дуги ставились не только спереди, но и сзади.

Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть фото Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть картинку Первая ява мотоцикл когда выпуск. Картинка про Первая ява мотоцикл когда выпуск. Фото Первая ява мотоцикл когда выпуск

Фирменная коляска была под стать мотоциклу

Багажник — естественный атрибут туризма. Иногда — с кофрами, сделанными на заказ. Центральная подставка, не держащая утяжеленный мотоцикл на грунте, заменялась боковой подставкой и большой плоской пластиной, удерживавшей его даже на рыхлом песке.

Общаться туристы предпочитали между собой. Расставляли мотоциклы по периметру своей территории, в центр клали «Глобус Советского Союза» и начинали строить планы своих «прогулок». К слову сказать, поездка из Ленинграда в Крым через Украину со счастливым возвращением через Керчь считалось почти увеселительной прогулкой. И уж точно не являлась подвигом.

Туристы и спортсмены в среде владельцев «Яв» были вовсе не случайными людьми. Они, как никто другой, оценили надежность удобство и универсальность «Явы». На одних и тех же мотоциклах одни ездили тысячи километров, загруженные сотней килограммов пожитков и необходимых запчастей, а другие свечкой спрыгивали с бордюров и могли перемещаться на заднем колесе, пока не надоест.

Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть фото Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть картинку Первая ява мотоцикл когда выпуск. Картинка про Первая ява мотоцикл когда выпуск. Фото Первая ява мотоцикл когда выпуск

Speedway Jawa 500 cm³

Спортивные победы

С 50-х годов «Ява» была постоянным участником почти всех мотосоревнований во всех классах, и во многих из них чешские мотоциклы были первыми. Начав спортивную карьеру с шестидневных гонок (Эндуро), Jawa быстро освоила мотокросс, ледовый спидвей и гаревую дорожку, а иногда представляла заводскую команду и на кольце.

Впрочем, на кольце на доработанных «Явах» часто гонялись любители. До 80-х годов Чехословакия выставляла конкурентоспособную команду, и если бы все спортивные технические новинки применялись в серийных мотоциклах, возможно, сейчас бы «Ява» была популярнее.

Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть фото Первая ява мотоцикл когда выпуск. Смотреть картинку Первая ява мотоцикл когда выпуск. Картинка про Первая ява мотоцикл когда выпуск. Фото Первая ява мотоцикл когда выпуск

Jawa 350 cm³ V4 1969 г.

После Второй мировой войны Чехословакия стала социалистической страной, со всеми издержками дружбы с СССР. В 1973 году, через 20 лет после начала производства, безнадежно устаревшая и пользующаяся спросом только в странах соцблока «Чекушка» была заменена новой моделью. Но новой весьма условно: старый двухцилиндровый двигатель 350 в видоизмененном блоке и старые барабанные тормоза, новые — рама и подвеска.

Ходовая часть у модели 634 была на мировом уровне, но двигатель сильно подкачал. В Европе все уже хотели тихий и недымный четырехтактный мотор. Поэтому основным рынком сбыта оставался СССР, где на фоне своих мотоциклов, производящихся все еще на трофейном оборудовании, новая модель была просто высшим шиком.

Еще через 10 лет выходит в свет модель 638, отличающаяся от предыдущей только обликом и повышением напряжения в бортовой сети с 6 до 12 вольт. Она в Европе не просто не пользовалась популярностью, она там откровенно не продавалась. Некогда передовой, а теперь отсталый завод держался на плаву только за счет рынков коммунистических стран.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *