Первый мотоцикл для стантрайдинга
Советы начинающим стантрайдерам: мотоцикл, экипировка и первые выступления
Степан Маслов, профессиональный стантрайдер и друг бренда Wolf, дал несколько советов новичкам, которые только пришли в этот спорт.
Тебе это точно нужно?
Чтобы понять, нужен тебе стантрайдинг или нет, нужно хотя бы раз попробовать. Когда я тренировался в мотошколе, то наблюдал такую картину: в сезон приходит учиться стантрайдингу сто человек, а остается в этом спорте в лучшем случае один. Первые пять тренировок у тебя не будет получаться ничего, буквально ни один трюк. А в джимхане, например, первые результаты видны почти сразу. Стантрайдинг — это занятие для максимально упертых людей, и на этом моменте из той сотни уйдут 90%.
Еще пара процентов уйдут, когда поймут, что стантрайдинг — это технический вид спорта, здесь нужно обслуживать мотоцикл, самому работать руками. А еще — возить мотоцикл на площадку. Доехать на нем же до места тренировки не получится: чтобы кататься по городу, нужно ставить мотоцикл на учет, а значит — устанавливать фары, поворотники, номера. В итоге получится совсем не профессиональный шоу-мотоцикл, а просто городской.
Отпугивают и травмы. В дрифте, например, травмы минимальные. Сидишь в каркасе, дрифтишь вокруг столба, все более-менее под контролем. А в стантрайдинге ты выполняешь трюки, когда земля, асфальт близко — травм действительно очень много. Вот уходят еще 5% от первого набора в сто человек. Остается тот один, самый целеустремленный.
Какой мотоцикл выбрать?
Мотоцикл для начала должен быть легким, чтобы при падении его можно было отбросить в сторону. Это может быть даже мопед. Тяжелый мотоцикл, если что-то пойдет не так, «прихлопнет» начинающего спортсмена и что-нибудь ему сломает.
Второй стантовый мотоцикл Степана — Husqvarna 610 SM. Первым был Yamaha Tricker 250 (фото не сохранилось)
На мотоцикл необходимо установить дополнительную защиту. Как она выглядит: по бокам крепятся дуги, а подножки меняются на более жесткие — они спасут рычаги, бак и другие пластиковые элементы при падении. Руль тоже надо поставить более прочный, чтобы он при необходимости становился точкой опоры. На руль мотоцикла обычно ставится дублер заднего тормоза, который позволяет стантрайдеру выполнять больше разных трюков. Теперь трюки на заднем колесе можно исполнять не только в сидячей позиции, используя стандартный задний тормоз под правой ногой, а вставать на мотоцикл, бегать по нему и прыгать, тормозя всего лишь одним пальцем при помощи отдельного рычага на левой части руля.
Сейчас у Степана Husqvarna 630 SMR
Но самое главное — объяснить начинающему спортсмену, что все должно быть в первую очередь безопасно, а потом уже красиво. Обязательна полная экипировка: черепаха, наколенники и налокотники, шлем.
Стантрайдинг — это дорого?
Стантовый мотоцикл в принципе обслуживается чаще, потому что на нем выше нагрузки и цена ошибки.
Когда отрабатываешь такой трюк, как Burnout (заднее колесо срывается в букс за счет затормаживания переднего колеса), то одной покрышки хватает на одну тренировку максимум. Это расходный материал и большая статья бюджета для каждого мотоспортсмена. Примерно та же картина и с выполнением дрифта (букс заднего колеса без контроля передним тормозом). При этом новая покрышка стоит примерно 7–8 тысяч рублей.
Что делать? Начинающие стантрайдеры ездят на свалку и ищут там подходящие покрышки. Я так уже не делаю, но не потому, что денег больше стало. Когда ставишь другую покрышку, нужно потратить две-три тренировки, чтобы понять, как она скользит, буксует, дымит. Ты тратишь время, чтобы вкатиться в покрышку, которая износится в два раза быстрее. Когда ты только начинаешь, это еще можно делать, а дальше — время дороже.
За сезон я меняю четыре-пять комплектов задних тормозных колодок и парочку передних. Ну и конечно, бензин — тоже важная часть расходов для любого спортсмена. Одна плотная тренировка длиной в три часа — полный бак топлива (8–12 литров). Одно выступление как на Tsunami Picnic — 7 литров бензина, поэтому у меня всегда с собой канистра топлива.
Как начать выступать?
Когда выступаешь, ты получаешь огромный опыт, потому что стараешься делать все наверняка. Мое первое выступление было на Royal Auto Show на стадионе «Петровский» в 2011 году, там была площадка для стантрайдинга. Я сам позвонил организатору и спросил, можно ли прийти и попробовать выступить. Приехал, посмотрел на других спортсменов — все ребята были серьезные. И вот я встаю на заднее колесо, начинаю ехать, а впереди ограждение с сеткой два с половиной метра в высоту. И я в эту сетку въезжаю. Несмотря на то что это был полный провал, на том выступлении я много чему научился.
Первое выступление Степана на Royal Auto Show (2011)
На другом выступлении у меня вырвало мотоцикл, когда я делал трюк Power circle (большой круг на второй передаче). Я упал, приземлился, а мотоцикл поехал дальше на накрученных оборотах прямо в зрителей. Они, наверно, тогда думали, что это часть шоу, все под контролем, поэтому не расходились. А потом мы встретились с ними в скорой помощи.
Одно из первых выступлений в начале карьеры, г. Таганрог
Сразу видно райдеров, у которых все под контролем, и райдеров опасных. Контроль мотоцикла — это важно. Тебе нужно точно знать, как начать, как закончить, эта уверенность приходит с опытом. Даже сейчас на выступлениях я не делаю трюки, которые только учу, это небезопасно.
Мотоцикл для стантрайдинга — какой он? Первая часть.
Вы наверняка обращали внимание на мотоциклы, которые участвуют в показательных выступлениях. Многие из них выглядят своеобразно. Есть пилоты, которые выступают на стоковом байке, но для профессионального уровня требуется подготовка, как водителя, так и самого мотоцикла. Заводы производители не рассчитывали на долгую езду в вертикальном положении (не важно, на каком колесе), на необходимость задействовать задние тормоза руками и акробатику на баке.
Какие мотоциклы чаще всего используют?
Для стантайдинга обычно выбирают спортивные модели. Для этого есть целых 3 причины:
Спортивные модели мотоциклов одни из самых легких, а это несомненный плюс, когда трюк требует управляться с весом байка. Строение рамы, эргономичность («Эргономика мотоцикла — что это такое?»), строение подвески и длина рабочей базы («Как длина мотоцикла влияет на его управляемость?») у спортивных мотоциклов обладают лучшими характеристиками по маневренности. Помним же, что короткие байки способны делать резкие и короткие углы на пределе возможностей? То-то же! В стантрайдинге такое любят!
Независимо от уровня проработок, внесенных в конструкцию модели, тренироваться или выступать следует только на прогретых мотоциклах! Даже если вы просто фанат ездить на заднем от светофора, на холодной резине это слишком опрометчивое решение!
Что меняют в мотоцикле?
Чем сложнее трюки разучивает водитель, тем больше изменений претерпевает мотоцикл, особенно после падений и грядущего ремонта. Пилот может модифицировать мотоцикл по мере роста собственного опыта, а не бросаться в тотальную переборку с головой с первого дня. Многие сдаются, когда понимают, сколько сил и денег требует это увлечение.
Если вы действительно серьезно задумались над переделкой мотоцикла под стантрайдинг, то это будет масштабный проект.
Что требует изменений:
Рассмотрим первоначальные доработки, которых хватит для новичка, который разучивает короткие вилли, стоппи и дрифты. Короткие, потому что для двигателя чревато работать в неестественном положении, а у начинающего стантрайдера трюки будут получаться раз на десятку падений. Езда в вилли или стоппи на протяжении не больше 10-15 секунд у новичка не должна заставить голодать двигатель сразу, к тому же «начинашка» еще не готов к долгому выполнению трюков.
Пластик и защита
Первое, что делает любой правильный стантрайдер — снимает лишний пластик и ставит максимум защиты. Кто среди мотоциклистов падает чаще, чем начинающий исполнитель трюков? Ну-ка, удивите меня? Пластик могут оставить, использовать как площадь под рекламу своего блога или в качестве тюнинга. Но после первых пары сотен падений задумаешься, а нужен ли пластик вообще? Зеркала тоже в топку. Профи тренируется на специальных площадках. Функционально зеркала там не нужны, да и при падении они ломаются на ура.
На мотоцикл устанавливается разный уровень защиты, что экономит на ремонте двигателя и других уязвимых узлов. Сначала кажется, что такой набор бронезащиты слишком расточительный подарок, но когда начинаешь подсчитывать сумму ремонта без нее, а потом переводить в наши деревянные рубли. молча соглашаешься с ценой на защиту. Ее мы рассматривали в статье («Защитные дуги, клетки безопасности и слайдеры на мотоцикле»).
Клетка для защиты двигателя должна рассеивать ударную силу без риска повреждения рамы, поэтому лучше выбирать клетки с максимальным числом креплений.
Стантрайдеры выбирают клети на двигатель, а так же дополнительный каркас жесткости подрамника, защиту хвостовой части мотоцикла, что важно в трюках с касанием хвостом асфальта или при падениях на бок. Не обязательно иметь все, но стоит остановиться комбинации нескольких решений.
Сабкейдж — дугообразная конструкция хвостовой части, которая имеет боковые подножки, устанавливается в качестве дополнительного каркаса жесткости подрамника.
Раунд бар — так же дугообразная защита хвостовой части, которая опоясывает хвост мотоцикла и защищает его в момент касания хвостом асфальта. Если вы видите искры, которые летят в такие минуты, то скорее всего это не пластик, а раунд бар.
Бугель — рамка, которую иногда называют «швабра», «щетка» и другие ассоциации. Ее выгодно ставить не только, как защиту хвостовой части, но и как дополнительную опору. Бугель позволяет поставить мотоцикл вертикально, за счет П-образной формы он будет устойчивым. А еще его используют как опору для ног райдера во время исполнения трюка.
Подсказка: много кто напрочь забывает о защите радиатора. Суть в том, что из-за частых приземлений на переднее колесо из верхней точки, крепление радиатора изнашиваются быстрее. Вероятность, что эти крепления в один не очень прекрасный момент решат катапультироваться и скинуть радиатор за борт, вполне реально, поэтому, чтобы не искушать судьбу и не увеличивать сумму ремонта, лучше заранее позаботиться о крепеже.
Новичку полезно установить защиту цепи. Просто при частых падениях, возможно попадание ноги или одежды в подвижные части мотоцикла. Вроде мелочь, а носки стопы соскальзывают часто.
Замена руля и траверсы
Традиционно стантрайдеры выбирают замену руля на клипоны («Клипоны на мотоцикле, когда они нужны?») или кроссовый руль. Ходит устойчивое мнение, что с кроссовым рулем удобнее ездить, в то время, когда исполнение трюков сподручнее с клипонами.
В этом усматривается еще одно логичное следствие. Клипоны проще заменить после множества падений. Кстати, после тех же падений, приходит гениальная идея убрать фару. Жалко расчесывать ею асфальт, да и не зачем она, если вы не собираетесь красоваться кульбитами на дорогах общего пользования ночью.
Протектор шин
В стантрайдинге как и на гоночном треке очень важно сцепление мотоцикла с поверхностью дороги. Да, прогретая резина повышает ваши шансы на успех. Но чем меньше рисунка и влагоотводящих каналов будет в протекторе, тем удобнее станет выступать. Райдеры экстремальной езды пришли к выводу, что заднюю покрышку можно оставлять на обычном городском рисунке, а на переднее колесо можно поставить слик. О мотошинах читаем в статье «Виды протекторов мотошин. Классификации». Конечно, шины для спортивных мотоциклов снашиваются с дикими скоростями, а после дрифта в прямом смысле слова тают на глазах, но красота, спорт и мастерство требуют жертв.
В следующей статье рассмотрим более продвинутые нововведения, которые необходимы опытному стантрайдеру.
Федерация Мотоциклетного Спорта России
Федерация
Мотоциклетного
Спорта России
Дисциплины мотоциклетного спорта: стантрайдинг
Для того чтобы быть зрелищным и интересным даже стороннему наблюдателю, мотоциклетному спорту далеко не всегда нужны высокие скорости. Прямое доказательство этого факта – стантрайдинг. Здесь, как и в мотофристайле, гораздо большую роль играет мастерство спортсмена. Именно оно, в первую очередь, собирает вокруг небольшой площадки толпу зрителей.
О дисциплине в целом
Название дисциплины стантрайдинг буквально говорит само за себя: при дословном переводе с английского оно означает «трюковая езда». К этой фразе буквально нечего добавить, поскольку основа дисциплины – это выполнение трюков на мотоцикле, но, в отличие от уже упомянутого мотофристайла, они выполняются не во время прыжков, а при езде по ровной асфальтированной площадке.
Основной критерий, по которому оцениваются спортсмены во время соревнований – мастерство. Чем сложнее будут исполняемые участником трюки, и чем четче их выполнение, тем больше очков он получит от судий. Падения и незавершенные трюки наказываются штрафами, но наказание это весьма условное, так как итоговая оценка складывается из целой серии трюков, что нередко позволяет даже оштрафованному участнику выбиваться в лидеры соревнования.
Трюки
В основе стантрайдинга лежит всего 3 базовых трюка:
На первый взгляд этого может показаться мало, но на практике на соревнованиях на базе их спортсмены могут показывать десятки различных вариаций трюков.
К примеру, на базе Wheelie строятся:
На Stoppie основываются:
Burnout используется в качестве основы при выполнении:
Все вышеперечисленное – это лишь «базовый набор» и из года в год список неизбежно пополняется новыми, все более сложными трюками, а также различными акробатическими элементами (к примеру, стойкой на голове на седле байка), которые позволяют соединять отдельные элементы в полноценные зрелищные связки.
История
На самом деле, история стантрайдинга практически лишена конкретных дат и подробностей. Фактически, жажда покрасоваться перед зрителями, сделав эффектный трюк, сопровождала мотоциклистов практически с самого начала, но к формированию полноценного направления она привела лишь ближе к самому концу 1980-х. К этому моменту мотостроение достигло той точки, когда с конвейеров начали сходить мощные, но достаточно легкие и маневренные мотоциклы, способные делать wheelie без дополнительных модификаций.
Родоначальником же дисциплины принято считать англичанина Гарри Ротвела, благодаря которому мир узнал и мгновенно влюбился в опасную, но крайне эффектную езду на заднем колесе. Несмотря на то, что «официальное» рождение стантрайдинга произошло в Великобритании, наибольшую популярность он обрел в других странах – во Франции, всегда бывшей пионером мотоциклетного спорта, и в США – родоначальником другой трюковой дисциплины – мотофристайла.
Первый чемпионат мира по стантрайдингу прошел уже в начале 1990-х годов. Весьма интересно, что, вопреки масштабу, мероприятие так и не получило официального статуса. Впрочем, это не помешало ни спортсменам, ни зрителям.
В Россию, где любовь к мотоциклам всегда была свойственна едва ли не каждому второму мальчишке, этот вид спорта пришел с большим опозданием – интерес к нему начал возрастать лишь в середине 2000-х. «Столицей» же новой дисциплины в России можно по праву считать Санкт-Петербург, где уже в 2004 году был организован первый «День стантрайдинга», собравший российских райдеров и ряд зарубежных гостей. В том же году спортсмены из Санкт-Петербурга также отправились представлять Россию на открытый командный Кубок Европы.
Вторым из важнейших событий в мире отечественного стантрайдинга стал «Первый Всероссийский турнир Stunt Battle», прошедший в Москве в 2008 году. После его завершения было решено организовать полноценную комиссию в рамках Федерации мотоциклетного спорта России, которая стала заниматься проработкой регламента и стандартизацией правил для будущих состязаний.
Сейчас стантрайдинг в России, да и во всем мире в целом, находится примерно в том же состоянии, что и 10-15 лет назад: направлением активно интересуются любители, профессионалы совершенствуют мастерство и все сильнее усложняют трюки, а также проводятся все более масштабные соревнования, в том числе чемпионат мира. Однако все это по-прежнему сопровождается одним большим «НО»: дисциплина все еще не признана ФИМ официальным видом мотоциклетного спорта. Впрочем, это – лишь вопрос времени, так как в подобном положении пребывали абсолютно все виды мотоциклетного спорта.
Мотоциклы для стантрайдинга
Несмотря на то, что сделать «вилли» может практически любой современный мотоцикл, сразу после схода с конвейера полноценно участвовать в соревнованиях по стантрайдингу на нем не получится.
В качестве основы обычно выступают спортивные модели или мотарды и питбайки. В соответствии с правилами МФР, мотоциклы делятся на 2 класса:
Серийные мотоциклы не могут сразу участвовать в соревнованиях по стантрайдингу и требуют определенной модернизации. Ее степень напрямую зависит от мастерства спортсмена.
Среди наиболее частых и важных модификаций можно выделить:
Выпуском «стантовых» деталей для серийных мотоциклов занимаются сторонние компании, например, американская One Point Performance. Обычно они производятся под конкретную модель мотоцикла, потому трудностей с их «подгонкой» не возникает.
Лучшие мотоциклы для станта
Думаю, многие видели ролики, или даже вживую, как парни на байках ездят на заднем колесе и с легкостью выполняют сложные трюки. Этот вид спорта называется стантрайдингом.
В статье узнаете, какой байк выбрать, и основные моменты в его подготовке.
Профессиональные райдеры выбирают байки класса спорт, объемом, примерно, 600 кубов. За счет баланса между мощностью, весом и короткой базой мотоцикл выигрывает в управлении.
Honda CBR 600 F4i
Из всех моделей байков CBR 600 F4i считается самым подготовленным к стантрайдингу.
Этот мотоцикл неоднократно занимал первые места на соревнованиях мирового уровня.
Он надежен, как все хонды, сломать его сложно.
Достоинства:
Этот мотоцикл для станта, казалось бы, обделен недостатками.
Но есть моменты, где он уступает одноклассникам:
Kawasaki Ninja ZX636
Пожалуй, самый распространённый байк в этом виде спорта.
На нем выступает большая часть про райдеров.
Из модельного ряда ZX636 подойдут не все модели, а только байки с 2003 года по 2006 год выпуска. Дело в том, что с 2003 года начали ставить инжектор вместо карбюратора и вилку перевернутого типа. Такая вилка придает жесткость подвеске и улучшает управляемость.
А мотоциклы после 2006 года менее прочные, поэтому популярностью они не пользуются.
Достоинства:
Недостатки:
Ямаха R6
Отличный аппарат, не уступает кавасаки 636.
Довольно долго не пользовался спросом из-за слабого подрамника, который быстро ломался. Сейчас проблем с этим нет, продаются усиленные. Цена подрамника на Ямаху до 2005 г. как и у конкурентов. А на свежие модели, особенно с 2008 года, стоимость подрамника превышает ровно в 2 раза.
Достоинства:
Недостатки:
Начинающим стантрайдерам
Для занятий на уровне любителя не обязательно покупать дорогой спортивный мотоцикл. Можно подготовить китайский эндуро. Класс Мотард отлично подойдет.
Это эндуро, только с широкими дорожными колесами для асфальта. Эндуро мотоциклы крепкие, выдерживают нагрузки при выполнении прыжков и падении.
Также многому можно научиться на мопеде. Самый бюджетный вариант – японский скутер 50 кубов.
Он прост в управлении и легче по весу. Выбирайте из Ямах, т.к. при езде на заднем колесе у них не заливает карбюратор. Смотрите 2-тактную Ямаху: Джог, БВС, Аэрокс. На эти мопеды много запчастей для тюнинга, готовятся проще всех.
Несколько слов о важном
Чтобы начать заниматься стантом, уже должен быть опыт вождения. Должно быть понимание и связь с мотоциклом.
В стантрайдинге падения неизбежны, уделяйте внимание не только подготовке байка, но и экипировке. Безопасность превыше всего.
Обзор стантбайков F4i ZX6R R6 CBR GSXR
Данные мотоциклы были выбраны на основе статистики международных стантфорумов. Мотоциклы европейских брендов в обзор не включены, т.к. уступают в популярности из-за высоких цен, хотя тоже являются отличными байками, на которых выступают известные прорайдеры.
HONDA CBR F4i
Плюсы:
Минусы:
KAWASAKI ZX636 Ninja
Прямой конкурент F4i. Самый популярный байк прорайдеров. Достаточно посмотреть любые профессиональные соревнования, чтобы понять это, 60% прорайдеров катаются на каве. Особенно выделяется модель 03-04 годов. Для новичков вариант не лучший, серьезное падение 636-ой не переживет. Также очень популярна модель 05-06 годов, а вот более свежие мотоциклы используют только прорайдеры, т.к. с годами все спортбайки становятся более хрупкими, а кавы в особенности.
Плюсы:
Минусы:
YAMAHA YZF-R6
Популярность этого мотоцикла набирает обороты. Причиной возросшего интереса является появление решений проблем с подрамником. Именно из-за подрамника R6 долгое время не пользовалась популярностью среди стантеров. Только недавно известные стант-бренды стали выпускать стальные подрамники для этого мотоцикла. Сейчас на r6 катаются многие прорайдеры, предпочитая ее хонде и каве.
Плюсы:
Минусы:
SUSUKI GSXR600
Компания Suzuki одной из первых выпустила инжекторные шестисотки. Модели младше 2003 года были очень популярны в качестве стантбайков, т.к конкуренты не имели аналогов. У Honda был f4i, но он позиционировалась как спорт-турист, а джиксер был чистокровным спортом. С появлением у конкурентов аналогов, популярность GSXR резко упала. Джиксеры стали во многом уступат. Сейчас практически нет прорайдеров, выступающих на джиксерах. У мотоциклов этой серии есть фанаты, но они, как правило, не новички и с байком обходятся аккуратно.
Плюсы:
Минусы:
HONDA CBR929/954
929/954 Фаер – очень популярный стант байк в прошлом. Сегодня ни один прорайдер не использует этот мотоцикл на выступлениях. Но для обучения неплохой вариант. Во-первых стоить будет относительно недорого (перестали выпускать в 2003). Во-вторых самый дубовый и прочный из всех.
Плюсы:
Минусы:
HONDACBR600RR
Самый неоднозначный мотоцикл. Хонда есть хонда. Хонда – это всегда качество и надежность. Мотоцикл реально безотказный в городе и на кольце, но не на площадке. Пожалуй, самый неудачный стантбайк из всех представленных. Прорайдеров на рр единицы, но они есть.
Плюсы:
Минусы:
В заключение хотел бы отметить, что приведенное сравнение весьма условное, т.к. качество станта не зависит от мотоцикла. Данные мотоциклы популярны не потому, что на них легче делать трюки, а потому, что они более приспособлены к тренировкам: падениям, нагрузкам, износу. Сложность выполнения трюков на всех спортбайках определенного класса, а также неоклассиках, сделанных на их базе, одинакова и полностью зависит от умения или неумения райдера.
Опыт прорайдеров и любителей показал, что для стантбайка хорошо работают часто вкрученные строительные саморезы с плоской шляпкой и выпирающие на 1-1.5 см. Надежность фиксации шипов зависит от типа корда и толщины протектора. Использовать изношенную резину при таком методе шиповки нежелательно.
На стандартный комплект резины (120 передняя и 180 задняя) у нас ушло около 10000 саморезов. Вкручивать саморезы утомительно, но за несколько дней в неспешном темпе можно осилить. Резина сильно прибавила в весе и стала жестче.
На колесных дисках есть углубление под вентиль с внутренней стороны. Чтобы сосок камеры не терся о края, желательно подложить прокладку или резиновую шайбу, которую можно сделать из старого вентиля.
Камеры 17ого диаметра нужной толщины можно найти в мгазине с запчастями для китайских мотоциклов.
Установка шипованных колес требует снятия переднего крыла и хагера.
По мере эксплуатации этого комплекта статья будет обновляться. Постараемся определить оптимальный режим эксплуатации, требования к покрытию и скорость износа шипов.
В видео показан несложный процесс шиповки и результаты. Надеемся информация была полезна!