Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология

Исследовательский проект «Автомобиль и экология»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

КГУ «Средняя школа – сад имени Крупской»

Урджарский район село Урджар

Конкурсная исследовательская работа:

«Автомобиль и экология».

Выполнил: ученик 11 «В» класса Киселев Роман.

Руководитель: учитель физики Киселева Е.Б.

3. Теоретическая часть

4. Практическая часть

— провести анализ количественного выброса выхлопных газов в атмосферу, в

селе Урджар зависимости от количества проезжающих автомобилей.

— пронаблюдать и измерить приблизительное число автомобилей

проезжающих за определенное время по селу Урджар;

— вычислить приблизительно, количество выхлопных газов попадающих в атмосферу от проезжающих автомобилей,

Объектом исследований : являются автомобили, выхлопные газы и окружающая атмосфера.

— Предмет исследования: содержание выхлопных примесей отработавших газов автомобилей.

Я неоднократно слышал от родителей, учителей, людей старших поколений, что 25-30 лет назад в Урджаре было очень мало машин, воздух был намного чище, зеленых насаждений было больше, именно это заинтересовало меня и заставило задуматься над тем, что происходит вокруг меня.

В определенные часы перейти основную автодорогу вне пешеходного перехода или светофора становится все сложнее, учитывая, что на некоторых отрезках дороги пешеходные переходы просто отсутствуют, приходится достаточно долго ждать, когда в потоке машин образуется промежуток. Анализируя эту ситуацию, мне захотелось провести анализ зависимости количества выбрасываемых выхлопных газов автомобилей от их количества.

Для проведения эксперимента я решил подсчитать количество машин проходящих за определенное время и подсчитать, приблизительно, сколько отработанных газов они выбрасывают в атмосферу.

1. Нетоксичные: азот, кислород, водород, водяные пары, а также диоксид углерода;

2. Токсичные: оксид углерода, оксиды азота, многочисленная группа углеводородов, альдегиды, сажа.

Практическая часть исследования.

Я провел следующие наблюдения: в определенное время я посчитал, какое количество различных автомобилей проезжает мимо меня по центральной дороге нашего села за 5 мин. Данные полученные при наблюдении я

зафиксировал и представил в виде таблицы и посчитал количество выбросов отработанных газов г/мин для каждого автомобиля.

Источник

Презентация проекта по физике «Экология и автомобиль»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Смотреть фото Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Смотреть картинку Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Картинка про Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Фото Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология

Описание презентации по отдельным слайдам:

Автор: Павлова Ю., группа 31 МО Руководитель : Ставропольцева Т.П. Тема проекта: ЭКОЛОГИЯ И АВТОМОБИЛЬ «Раньше природа устрашала человека, а теперь человек устрашает природу». Жан Ив Кусто

Цель проекта: показать в местном масштабе экологическую обстановку, связанную с автомобильным транспортом, убедиться в жизненной важности бережного отношения к окружающей нас природе, привлечь население к данной проблеме.

Задача: провести исследования, подтверждающие пагубное влияние транспорта на окружающую среду Актуальность данной темы обусловлена возрастающим количеством автомобильного транспорта и решением проблемы его воздействия на качество городской среды и здоровье населения.

ОПЫТ №1 Цель опыта: визуально оценить загрязненность снега на территории колледжа

Опыт №1 В чистые банки набрали снег у трассы проспекта Богдана Хмельницкого и на территории колледжа, удаленной от проезжей части. Занесли банки в помещение, дождались, когда снег растает. Поместили рядом банку с дистиллированной водой. Сравнили прозрачность и чистоту воды во всех банках. Вода в банке от проб, взятых у дороги, оказалась самой мутной. Вода в банке от проб, взятых на территории колледжа, оказалась прозрачной, но в ней плавали мелкие частицы. Самая чистая проба была в банке с дистиллированной водой. Профильтровали воду. После высыхания фильтра рассмотрели внимательно находящиеся на фильтре частички. Частицы на фильтре от проб, взятых на газоне на территории колледжа, оказались растительного происхождения. Они не наносят вред нашему здоровью. Частицы на фильтре от проб, взятых у дороги, оказались черными, вязкими, явно не растительного происхождения.

Экологический опыт №1

Вывод из опыта №1: на участках, расположенных близко от дороги есть следы загрязнения окружающей среды.

ОПЫТ №2 Загрязнение воздуха выхлопными газами автотранспорта Цель опыта: определить количество выхлопных газов, поступающих в атмосферу от автомашин.

Расчёты: Грузовые автомобили: Легковые автомобили: Автобусы: Всего: 571,742+7139,708+259,691=7971,141г/час

ВЫВОДЫ из опыта № 2: За 1 час выбрасывается в атмосферу 7971,141 г. вредных веществ. Грузовые автомобили выбрасывают в атмосферу в 2 раза больше вредных веществ, чем легковые.

Опыт №3 У светофора Цель опыта: оценить количество токсичных продуктов от работы транспорта, выбрасываемых при торможении, холостом ходу и разгоне. Место проведения: перекресток на проспекте Б.Хмельницкого, поворот на Гринёвку.

Таблица 2. Компоненты выхлопных газов Считаем, что время стоянки машин у светофора 20 сек. Таблица 3. Количество вредных веществ на одну машину за 20 сек. СО СО2 NO, NO2 Сажа г/мин 0,035 0,217 0,002 0,04 СО СО2 NO, NO2 Сажа г/мин 0,012 0,072 0,00067 0,0133

У светофора машины останавливались за 10 минут 16 раз Таблица 4 Легковые автомобили CO 0,012 г/мин*16*124 *10мин= 238,08г CO2 0,072г/мин*16*124*10мин=1428,48г NO, NO2 0,00067г/мин*16*124*10мин=13,29г C (сажа) 0,0133г/мин*16*124*10мин=263,87г Всего 1943,72г/мин 15,68г/мин на одну машину

Таблица 5 Грузовые автомобили CO 0,012 г/мин*16*5 *10мин= 9,6г CO2 0,072г/мин*16*5*10мин=57,6г NO, NO2 0,00067г/мин*16*5*10мин=0,54г C (сажа) 0,0133г/мин*16*5*10мин=10,64г Всего 78,38г/мин 15,68г/мин на одну машину

Таблица 6 Всего вредных веществ дают все машины: 1943,72+78,38+141,08=2163,18г/мин За 1 час: 2163,18г/мин*60мин=129790,8г автобусы CO 0,012 г/мин*16*9 *10мин= 17,28г CO2 0,072г/мин*16*9*10мин=103,68г NO, NO2 0,00067г/мин*16*9*10мин=0,97г C (сажа) 0,0133г/мин*16*9*10мин=19,15г Всего 141,08г/мин 15,68г/мин на один автобус

Вывод из опыта № 3 За 1 час выбрасывается машинами в атмосферу 129790,8 грамм вредных веществ при торможении, холостом ходу и разгоне.

Много это или мало? Количество чистого воздуха, необходимое для разбавления такого количества выделившихся вредных веществ, в среднем составит 43 263 600 куб. метра Для сравнения: машина на которой семья из четырех человек едет на дачу (30 км туда и 30 км обратно) выбрасывает в воздух вредных веществ, для разбавления которых необходимо 12214 м3 воздуха.

Задумайтесь, каким мы хотим видеть окружающий мир?

Бывший пруд около колледжа

А что видим сегодня?!

КАМАЗы увозят срубленные деревья, февраль 2008 года 2011 г. 2013 г.

Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта: http://www.relga.ru/ http://morkowina.livejournal.com/9583.html http://mw2.google.com/mw-panoramio/photos/medium/51955736.jpg http://maps.yandex.ru/ http://eco-ts.narod.ru/avto_01.htm http://yandex.ru/yandsearch/text

Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Смотреть фото Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Смотреть картинку Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Картинка про Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Фото Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Смотреть фото Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Смотреть картинку Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Картинка про Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Фото Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Смотреть фото Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Смотреть картинку Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Картинка про Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Фото Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Смотреть фото Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Смотреть картинку Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Картинка про Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Фото Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология

Номер материала: ДБ-183659

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Смотреть фото Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Смотреть картинку Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Картинка про Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Фото Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Смотреть фото Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Смотреть картинку Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Картинка про Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Фото Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология

Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года

Время чтения: 1 минута

Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Смотреть фото Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Смотреть картинку Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Картинка про Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Фото Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология

Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря

Время чтения: 1 минута

Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Смотреть фото Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Смотреть картинку Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Картинка про Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Фото Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология

Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ

Время чтения: 1 минута

Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Смотреть фото Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Смотреть картинку Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Картинка про Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Фото Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Смотреть фото Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Смотреть картинку Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Картинка про Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Фото Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Исследовательский проект «Автомобиль и экология»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Смотреть фото Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Смотреть картинку Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Картинка про Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Фото Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проект по физике и экологии: Автомобиль и экология Ученика 11 «В» класса КГУ «Средняя школа-сад имени Крупской» Киселева Романа

Автомобиль и экология В последние годы в стране отмечен рост заболеваемости хроническими болезнями органов дыхания: хроническим бронхитом, бронхиальной астмой и аллергическим ринитом. Ученые-экологи, врачи связывают это с резким увеличением численности автотранспорта.

Автомобиль и экология С экологической точки зрения, транспорт занимает первое место по вкладу загрязнения атмосферы. Около 17% глобального выброса парниковых газов попадает в окружающую среду из-за работы автотранспорта.

Автомобиль и экология Подсчитано, что каждый день автомобиль убивает более 3000 человек. А каждую минуту с конвейера сходит новенький автомобиль-убийца — такова статистика.

Автомобиль и экология Количество автомашин непрерывно растет, особенно в крупных городах, а вместе с этим растет выброс вредных продуктов в атмосферу.

Автомобиль и экология Токсическими выбросами являются пары топлива. Основная доля токсических примесей поступает в атмосферу с отработавшими газами двигателей внутреннего сгорания. С парами в атмосферу поступает 45% вредных выбросов.

Автомобиль и экология В атмосферу выбрасываются вредные вещества: оксид углерода, оксиды серы, азота, соединения свинца, сажа, углеводороды, бензапирен С20Н12, несгоревшие частицы топлива.

Автомобиль и экология Все загрязняющие атмосферный воздух вещества оказывают отрицательное влияние на здоровье человека.

Автомобиль и экология Вредные вещества попадают в организм человека через систему дыхания. Около 50% частиц примеси радиусом 0,01-0.1 мкм, проникающих в легкие, осаждаются в них.

Автомобиль и экология В ряде городов мира проводятся меры по ограничению использования индивидуальных автомобилей для повседневной езды по городу.

Автомобиль и экология Традиция проводить День без автомобилей родилась в 1998 году во Франции. В 2001 году к движению официально присоединились более тысячи городов в 35 странах мира.

Автомобиль и экология Крупные города Европы в этот день сокращают использование автомобилей для поездок по городу в пользу трамвая, троллейбуса, автобуса, метро, велосипедов и пешей ходьбы.

Автомобиль и экология Это более дешевый и дружественный к окружающей среде вид транспорта, и его надо поддерживать.

Автомобиль и экология В то время как одни страны работают над сокращением автомобильного потока, другие стремятся сократить вред, который наносит автомобиль окружающей среде.

Автомобиль и экология Концерн Ford представил новую линейку экологичных автомобилей

Автомобиль и экология Такие автомобили будут оснащены суперэкономичными двигателями и различными системами, которые способствуют снижению уровня выбросов вредных веществ.

Автомобиль и экология Автогигант Mazda Motor вышел на автомобильный рынок с несколькими моделями «чистых» машин.

Автомобиль и экология Концепткар Toyota продемонстри-ровал своё представление об экологичных автомобилях.

Автомобиль и экология Группа европейских учёных создала прототип автомобиля, названый революцией в автомобилестрое-нии. Называется разработка CLEVER

Автомобиль и экология Двигатель машины функционирует на газе и выбрасывает в три раз меньше углекислого газа, чем обычные автомобили.

Автомобиль и экология Новые технологии могут частично исправить ситуацию, но мы считаем, что каждый водитель должен вносить свой вклад в общее дело.

Автомобиль и экология Водители! глушите мотор при остановках; устраивайте «разгрузоч-ные дни» без автомобиля.

Автомобиль и экология Опрос жителей нашего района на тему «Автомобили и экология»

Автомобиль и экология Результаты опроса: Считаете ли Вы, что автомобили наносят вред окружающей среде? а) да б) нет в) не задумывался

Автомобиль и экология Как, на Ваш взгляд, можно улучшить экологию Села а) запретить передвигаться на личных автомобилях б) пользоваться только экомобилями в) уменьшить выброс выхлопных газов г) не задумывался

Автомобиль и экология Примите ли Вы участие в ежегодном Дне без автомобиля? а) да б) нет в) не задумывался

Вдумайтесь в цифры: наша огромная страна занимает 150-е место в мире по продолжительности жизни, 54-е место по уровню детской смертности и второе место по загрязнению атмосферы, водоемов, содержанию вредных химических веществ в почве и продуктах сельского хозяйства. Все чаще в питьевой воде и пищевых продуктах обнаруживаются вредные для здоровья примеси.

Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Смотреть фото Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Смотреть картинку Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Картинка про Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Фото Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Смотреть фото Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Смотреть картинку Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Картинка про Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Фото Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Смотреть фото Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Смотреть картинку Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Картинка про Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Фото Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Смотреть фото Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Смотреть картинку Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Картинка про Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Фото Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология

Номер материала: ДВ-237462

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Смотреть фото Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Смотреть картинку Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Картинка про Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Фото Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Смотреть фото Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Смотреть картинку Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Картинка про Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Фото Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология

Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах

Время чтения: 2 минуты

Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Смотреть фото Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Смотреть картинку Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Картинка про Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Фото Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология

Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе

Время чтения: 1 минута

Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Смотреть фото Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Смотреть картинку Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Картинка про Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Фото Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология

Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ

Время чтения: 1 минута

Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Смотреть фото Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Смотреть картинку Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Картинка про Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Фото Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Смотреть фото Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Смотреть картинку Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Картинка про Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология. Фото Проект по физике 9 класс на тему автомобиль и экология

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Автомобили и экология

Реферат на тему:

«Автомобили и экология»

Автомобильный транспорт занимает важное место в единой транспортной системе страны. Он перевозит более 80% народнохозяйственных грузов, что обусловлено высокой маневренностью автомобильного транспорта, возможностью доставки грузов «от двери до двери» без дополнительных перегрузок в пути, а, следовательно, высокой скоростью доставки и сохранностью грузов.

Большая протяженность автомобильных дорог обеспечивает возможность их повсеместной эксплуатации при значительной провозной способности.

Высокая мобильность, способность оперативно реагировать на изменения пассажиропотоков ставят автомобильный транспорт «вне конкуренции» при организации местных перевозок пассажиров. На его долю приходится почти половина пассажирооборота.

Автомобильный транспорт сыграл огромную роль в формировании современного характера расселения людей, в распространении дальнего туризма, в территориальной децентрализации промышленности и серы обслуживания. В то же время он вызвал и многие отрицательные явления: ежегодно с отработавшими газами в атмосферу поступают сотни миллионов тонн вредных веществ; автомобиль – один из главных факторов шумового загрязнения; дорожная сеть, особенно вблизи городских агломераций, «съедает» ценные сельскохозяйственные земли. Под влиянием вредного воздействия автомобильного транспорта ухудшается здоровье людей, отравляются почвы и водоёмы, страдает растительный и животный мир.

Город и автомобиль

Автомобильный парк, являющийся одним из основных источников загрязнения окружающей среды, сосредоточен, в основном, в городах. Если в среднем в мире на 1 км2 территории приходится пять автомобилей, то плотность их в крупнейших городах развитых стран в 200-300 раз выше.

Во всех странах мира продолжается концентрация населения в крупных городских агломерациях. С развитием городов и ростом городских агломераций всё большую актуальность приобретает своевременное и качественное обслуживание населения, охрана окружающей среды от негативного воздействия городского, особенно автомобильного, транспорта. В настоящее время в мире насчитывается 300 млн. легковых, 80 млн. грузовых автомобилей и примерно 1 млн. городских автобусов.

Автомобили сжигают огромное количество ценных нефтепродуктов, нанося одновременно ощутимый вред окружающей среде, главным образом атмосфере. Поскольку основная масса автомобилей сконцентрирована в крупных и крупнейших городах, воздух этих городов не только обедняется кислородом, но и загрязняется вредными компонентами отработавших газов. Согласно данным статистики в США, все виды транспорта дают 60% общего количества загрязнений, поступающих в атмосферу, промышленность – 17%, энергетика – 14%, остальные – 9% приходятся на отопление зданий и других объектов и уничтожение отходов.

Противоречия, из которых «соткан» автомобиль, пожалуй, ни в чём не выявляются так резко, как в деле защиты природы. С одной стороны, он облегчил человеку жизнь, с другой – отравляет её в самом прямом смысле слова. Специалисты установили, что один легковой автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем более 4 тонн кислорода, выбрасывая с отработавшими газами примерно 800 кг окиси углерода, около 40 кг окислов азота и почти 200 кг различных углеводородов. Если помножить эти цифры на 400 млн. единиц мирового парка автомобилей, можно представить себе степень угрозы, таящейся в чрезмерной автомобилизации.

Увеличение количества взвешенной в воздухе и осевшей на поверхности пыли объясняется повышенным износом асфальтового покрытия автомобильных дорог вследствие применения ошипованных шин.

Во многих крупных городах мира очень остро стоит проблема городского транспорта. Транспортные потоки растут вместе с ростом городов из-за стихийного, не подчинённого рациональному планированию размещения жилых и промышленных зон. Распространение пригородного образа жизни ведёт к увеличению числа частных автомобилей. Их потоки, затопляющие уличную сеть (отнюдь на них не рассчитанную), делают передвижение по городу в часы «пик» мучительно медленным.

Для ускорения передвижения сооружают грандиозные дорогостоящие системы скоростных автомобильных трасс, получившие наиболее широкое развитие в США и Японии. В стремлении сократить затраты средств на приобретение земельных участков японские инженеры проложили значительную часть таких трасс на мощных железобетонных опорах вдоль русл рек и каналов. Там, где эстакады скоростных автотрасс идут по суше, их опоры местами подняты на высоту 20-25 метров, а пролеты переброшены прямо над кровлями домов. Эти инженерные решения подкупающе смелы, они вошли новым элементом в городской ландшафт. Однако, «собирая» движение с окружающих территорий, скоростные дороги лишь на какое-то (обычно недолгое) время решают транспортную проблему города. Вскоре и эти могучие коммуникационные каналы оказываются переполненными. Общий хаос, причина которого – невозможность рационально регулировать и территориально упорядочить социальные и экономические процессы, оказывается сильнее самых смелых инженерных решений.

В Японии из-за небольших размеров территории на единицу площади приходится в 5 раз больше автомобилей, чем в США. В результате такой концентрации автотранспорта загрязнение воздуха достигло критического уровня. Регулировщики уличного движения в центре Токио работают в кислородных масках, сменяются каждые 2 часа и проходят «реанимацию» специальных боксах, куда накачивается очищенный воздух.

Существует много технических и планировочных приёмов выравнивания транспортной нагрузки на магистральной сети города. Прежде всего, следует равномерно размещать основные зоны приложения труда и жилые районы, а также места отдыха и центры культурно-бытового обслуживания. Одновременно наиболее загруженные участки транспортной сети можно дублировать новыми линиями.

Магистральные улицы в городах составляют примерно 20-30% общей протяженности всех улиц и проездов. На них сосредотачивается до 60-80% всего автомобильного движения, то есть магистрали в среднем загружены примерно в 10-15 раз больше, чем остальные улицы и проезды.

Создание в городе сети магистралей скоростного движения позволяет существенно увеличить скорости общественного транспорта и легковых автомобилей, повысить её пропускную способность, сократить число дорожно-транспортных происшествий, изолировать жилые районы и общественные центры от концентрированных потоков транспортных средств. Но магистраль скоростного движения – дорогостоящее сооружение. Строительство её может быть эффективно только на направлениях, обеспечивающих мощные и устойчивые транспортные потоки с относительно большой в пределах города дальностью поездок, при которой ощутим выигрыш от увеличения скорости движения. Поэтому такие магистрали строят лишь в крупных городах с полицентрической структурой и растянутой территорией.

При строительстве и реконструкции городов проектировщики стремятся ограничить количество автомобилей, въезжающих в городские центры, разрабатывают новые системы регулирования уличного движения, сводящих к минимуму возможность образования транспортных пробок. Это очень важно, потому что, останавливаясь и потом снова набирая скорость, автомобиль выбрасывает в воздух в несколько раз больше вредных веществ, чем при равномерном движении. Эффективными профилактическими мероприятиями являются расширение улиц, создание между проезжей частью дорог и жилыми домами фильтров – стен и зелёных насаждений.

Для снижения вредного влияния автомобильного транспорта требуется вынос из городской черты грузовых транзитных потоков. Требование это зафиксировано в действующих строительных нормах и правилах, но практически соблюдается редко.

«Город без автомобиля» мыслится как сочетание широких транспортных магистралей, где предоставляется простор для автомобильного движения, с микрорайонами, куда въезд транспорта запрещён или предельно ограничен и где люди ходят только пешком.

Эффективным мероприятием по снижению вредного влияния автомобильного транспорта на горожан является организация пешеходных зон с полным запретом въезда транспортных средств на жилые улицы. Менее эффективное, но более реальное мероприятие – это введение системы пропусков, дающих право на въезд в пешеходную зону только специальным автомобилям, владельцы которых живут в конкретной зоне жилой застройки. При этом должен быть полностью исключён сквозной проезд автотранспорта через жилой квартал.

Развитие общественного транспорта в городах обуславливает необходимость поиска путей оптимального использования городских территорий, так как для перевозки одного пассажира в трамвае требуется 0,9 м2, автобусе – 1,1, легковом автомобиле – свыше 20 м2 городской территории.

«Автомобиль не роскошь, а средство передвижения» – эти слова из известного произведения Ильфа и Петрова, звучавшие иронически, обрели в наше время реальный смысл. Более 10 млн. людей имеют автомобиль в личном пользовании. Взлёт личного потребления автомобилей произошёл в последние 15 лет.

Автостоянки и гаражи

В наших городах подавляющая часть автомобилей размещается во дворах жилых домов, иногда на зелёных газонах и площадках отдыха. Это обстоятельство, прежде всего, ухудшает условия проживания населения. Автомобили оставляют также на проезжей части улиц. А это затрудняет городское движение, становится одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Подобные «стоянки» занимают огромные площади городской территории, портят внешний облик городов.

Размеры земельных участков, отводимых под площадки для стоянки и хранения автомобилей и других транспортных средств, принимают (на одно место): для легковых автомобилей – 25 м2, мотоциклов с коляской – 8, без коляски – 3, для велосипедов – 0,9 м2 (в указанные размеры не входит площадь земельных участков для устройства подъездов и зелёных насаждений).

Прогрессивной тенденцией в решении проблемы хранения индивидуального автотранспорта является сооружение многоэтажных кооперативных гаражей и гаражей-гостиниц. Если при одноярусном способе хранения (в одноэтажных гаражах, боксах, на открытых стоянках) на один автомобиль в среднем требуется 25-30 м2 земельного участка, то при хранении в многоярусных гаражах – не более 15 м2 (вместе с проездами, подъездами, накопительными площадками и защитными зелёными насаждениями). Наиболее приемлемым типом сооружения для хранения автомобилей является многоярусный гараж-стоянка на 500-1000 машино-мест.

Говоря о подземных гаражах, нельзя не сказать о подземных пешеходных переходах. Как известно, автомобили «газуют», в основном, у светофоров, работая на холостом ходу. Создание подземных переходов позволяет разгрузить многие перекрестки, где задерживается автотранспорт. Разветвлённая сеть подземных тоннелей для пешеходов под улицами и площадями уменьшает вредное воздействие автотранспорта на городскую среду.

Очистка стоков

Вследствие нехватки гаражей тысячи индивидуальных автомобилей хранятся на открытых площадках, во дворах жилых застроек. Положение усугубляется ещё и тем, что сеть ремонтных служб для автомобилей личного пользования недостаточно развита. Это вынуждает их владельцев производить ремонт и техническое обслуживание своими силами, что они и делают, конечно, без учёта экологических последствий. Взять, к примеру, мойку автомобилей. Из-за нехватки моечных пунктов эту операцию зачастую выполняют на берегу реки, озера или пруда. Между тем автолюбители всё в больших объёмах пользуются синтетическими моющими средствами, которые представляют определённую опасность для водоёмов.

Одним из важных факторов защиты водоёмов от вредных выбросов автомобилей являются мероприятия, проводимые на автозаправочных станциях (АЗС).

Увеличение производительности АЗС достигается благодаря принципиально новой планировке, которая обеспечивает возможность одновременного использования всех топливораздаточных колонок (ТРК), создаёт условия для визуального контроля процесса заправки оператором станции и значительно расширяет зону, где можно дождаться очереди на заправку, не загромождая проезжую часть дороги.

Во вновь строящихся и перепланируемых заправочных станциях обязательно устраивают водопровод и канализацию, предусматривают также сооружения для очистки ливневых вод. Дождевые стоки с территории АЗС собираются в водоприёмные колодцы с решётками и поступают в колодец-ливнесброс, оборудованный переливной стенкой, при которой на очистку поступает только загрязнённая вода дождевого стока с территории станции, а остальная часть сбрасывается в городскую водосточную сеть. Колодец-ливнесброс служит одновременно и песколовкой для задержания наиболее крупных минеральных загрязнителей. Отсюда стоки поступают в вертикальный отстойник.

Такие очистные сооружения обеспечивают остаточное содержание нефтепродукта в воде после фильтрации не выше 4 мг/л, что удовлетворяет санитарным требованиям.

Борьба с гололёдом на дорогах

Химический способ удаления снега и льда с дорожных покрытий при помощи хлористых соединений оказывает вредное воздействие на зелёные насаждения, как в результате прямого контакта, так и через почву. Прямой контакт возможен при удалении засоленного снега на обочины и разделительную полосу, где расположены насаждения. Он приводит к непосредственному разрушению ткани растений. Засоление почв, происходящее в результате просачивания рассола в зоны расположения посадок, ухудшает структуру почвы, что в итоге вызывает гибель деревьев и кустарников. Вероятность гибели деревьев существенно снижается, если они посажены не ближе 9 м от кромки проезжей части. Повреждение растительности меньше на плодородных почвах, особенно на почвах, богатых фосфатами.

Хлориды, применяемые в качестве противогололёдных солей, оказывают менее угнетающее действие на растения, высаженные в легких песчаных и супесчаных грунтах. Этому способствуют особенности физико-химических свойств лёгких грунтов: большая пористость, хорошая водопроницаемость и воздухообеспеченность. Как показали исследования, выполненные в Москве, на дорогах с суглинистыми почвами при той же интенсивности движения содержание ионов хлора в 2-3 раза превышало отмеченное в супесчаных почвах. Поэтому, проводя озеленение вблизи проезжей части в глинистых и суглинистых грунтах, следует для набивки посадочных ям завозить песок вместе с растительной землёй.

Вред, наносимый растительности, особенно заметен вблизи крупных населённых пунктов, в местах застоя воды на поверхности. При наличии хорошего водоотвода вредное влияние хлоридов сводится к минимуму.

Сильное вредное действие солей проявляется в коррозии металла автомобилей, дорожных машин и элементов стоек дорожных знаков и ограждений. Раствор хлористого натрия обладает большей агрессивностью, чем раствор хлористого кальция такой же концентрации.

Защита от шума автомобилей

Один из основных источников шума в городе – автомобильный транспорт, интенсивность движения которого постоянно растёт. Наибольшие уровни шума 90-95 дБ отмечаются на магистральных улицах городов со средней интенсивностью движения 2-3 тыс. и более транспортных единиц в час.

Уровень уличных шумов обуславливается интенсивностью, скоростью и характером (составом) транспортного потока. Кроме того, он зависит от планировочных решений (продольный и поперечный профиль улиц, высота и плотность застройки) и таких элементов благоустройства, как покрытие проезжей части и наличие зелёных насаждений. Каждый из этих факторов способен изменить уровень транспортного шума в пределах до 10 дБ.

В промышленном городе обычно высок процент грузового транспорта на магистралях. Увеличение в общем потоке автотранспорта грузовых автомобилей, особенно большегрузных с дизельными двигателями, приводит к повышению уровней шума. В целом грузовые и легковые автомобили создают на территории городов тяжёлый шумовой режим.

Шум, возникающий на проезжей части магистрали, распространяется не только на примагистральную территорию, но и вглубь жилой застройки. Так, в зоне наиболее сильного воздействия шума находятся части кварталов и микрорайонов, расположенных вдоль магистралей общегородского значения (эквивалентные уровни шума от 67,4 до 76,8 дБ). Уровни шума, замеренные в жилых комнатах при открытых окнах, ориентированных на указанные магистрали, всего на 10-15 дБ ниже.

Акустическая характеристика транспортного потока определяется показателями шумности автомобильности. Шум, производимый отдельными транспортными экипажами, зависит от многих факторов: мощности и режима работы двигателя, технического состояния экипажа, качества дорожного покрытия, скорости движения. Кроме того, уровень шума, как и экономичность эксплуатации автомобиля, зависит от квалификации водителя. Шум от двигателя резко возрастает в момент его запуска и прогревания (до 10 дБ). Движение автомобиля на первой скорости (до 40 км/ч) вызывает излишний расход топлива, при этом шум двигателя в 2 раза превышает шум, создаваемый им на второй скорости. Значительный шум вызывает резкое торможение автомобиля при движении на большой скорости. Шум заметно снижается, если скорость движения гасится за счёт торможения двигателем до момента включения ножного тормоза.

За последнее время средний уровень шума, производимый транспортом, увеличился на 12-14 дБ. Вот почему проблема борьбы с шумом в городе приобретает всё большую остроту.

Влияние шума на организм человека

В условиях сильного городского шума происходит постоянное напряжение слухового анализатора. Это вызывает увеличение порога слышимости (10 дБ для большинства людей с нормальным слухом) на 10-25 дБ. Шум затрудняет разборчивость речи, особенно при его уровне более 70 дБ.

Ущерб, который причиняет слуху сильный шум, зависит от спектра звуковых колебаний и характера их изменения. Опасность возможной потери слуха из-за шума в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей человека. Некоторые теряют слух даже после короткого воздействия шума сравнительно умеренной интенсивности, другие могут работать при сильном шуме почти всю жизнь без сколько-нибудь заметной утраты слуха. Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия – звон в ушах, головокружение, головную боль, повышенную усталость.

Шум в больших городах сокращает продолжительность жизни человека. По данным австрийских исследователей, это сокращение колеблется в пределах 8-12 лет. Чрезмерный шум может стать причиной нервного истощения, психической угнетённости, вегетативного невроза, язвенной болезни, расстройства эндокринной и сердечно-сосудистой систем. Шум мешает людям работать и отдыхать, снижает производительность труда.

Наиболее чувствительны к действию шума лица старших возрастов. Так, в возрасте до 27 лет на шум реагируют 46% людей, в возрасте 28-37 лет – 57%, в возрасте 38-57 лет – 62%, а в возрасте 58 лет и старше – 72%. Большое число жалоб на шум у пожилых людей, очевидно, связано с возрастными особенностями и состоянием центральной нервной системы этой группы населения.

Наблюдается зависимость между числом жалоб и характером выполняемой работы. Данные опроса показывают, что беспокоящее действие шума отражается больше на людях, занятых умственным трудом, по сравнению с людьми, выполняющими физическую работу (соответственно 60% и 55%). Более частые жалобы лиц умственного труда, по-видимому, связаны с большим утомлением нервной системы.

Массовые физиолого-гигиенические обследования населения, подвергающегося воздействию транспортного шума в условиях проживания и трудовой деятельности, выявили определённые изменения в состоянии здоровья людей. При этом изменения функционального состояния центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, слуховой чувствительности зависели от уровня воздействующей звуковой энергии, от пола и возраста обследованных. Наиболее выраженные изменения выявлены у лиц, испытывающих шумовое воздействие в условиях, как труда, так и быта, по сравнению с лицами, проживающими и работающими в условиях отсутствия шума.

Высокие уровни шума в городской среде, являющиеся одним из агрессивных раздражителей центральной нервной системы, способны вызвать её перенапряжение. Городской шум оказывает неблагоприятное влияние и на сердечно-сосудистую систему. Ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, повышенное содержание холестерина в крови встречаются чаще у лиц, проживающих в шумных районах.

Шум в значительной мере нарушает сон. Крайне неблагоприятно действуют прерывистые, внезапно возникающие шумы, особенно в вечерние и ночные часы, на только что заснувшего человека. Внезапно возникающий во время сна шум (например, грохот грузовика) нередко вызывает сильный испуг, особенно у больных людей и у детей. Шум уменьшает продолжительность и глубину сна. Под влиянием шума уровнем 50 дБ срок засыпания увеличивается на час и более, сон становится поверхностным, после пробуждения люди чувствуют усталость, головную боль, а нередко и сердцебиение.

Отсутствие нормального отдыха после трудового дня приводит к тому, что естественно развивающееся в процессе работы утомление не исчезает, а постепенно переходит в хроническое переутомление, которое способствует развитию ряда заболеваний, таких как расстройство центральной нервной системы, гипертоническая болезнь.

Допустимые уровни шума для населения

Для защиты людей от вредного влияния городского шума необходима регламентация его интенсивности, спектрального состава, времени действия и других параметров. При гигиеническом нормировании в качестве допустимого устанавливают такой уровень шума, влияние которого в течение длительного времени не вызывает изменений во всём комплексе физиологических показателей, отражающих реакции наиболее чувствительных к шуму систем организма.

В основу гигиенически допустимых уровней шума для населения положены фундаментальные физиологические исследования по определению действующих и пороговых уровней шума. В настоящее время шумы для условий городской застройки нормируют в соответствии с Санитарными нормами допустимого шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки (№ 3077-84) и Строительными нормами и правилами II.12-77 «Защита от шума». Санитарные нормы обязательны для всех министерств, ведомств и организаций, проектирующих, строящих и эксплуатирующих жильё и общественные здания, разрабатывающих проекты планировки и застройки городов, микрорайонов, жилых домов, кварталов, коммуникаций и т.д., а также для организаций, проектирующих, изготавливающих и эксплуатирующих транспортные средства, технологическое и инженерное оборудование зданий и бытовые приборы. Эти организации обязаны предусматривать и осуществлять необходимые меры по снижению шума до уровней, установленных нормами.

Одним из направлений борьбы с шумом является разработка государственных стандартов на средства передвижения, инженерное оборудование, бытовые приборы, в основу которых положены гигиенические требования по обеспечению акустического комфорта.

ГОСТ 19358-85 «Внешний и внутренний шум автотранспортных средств. Допустимые уровни и методы измерений» устанавливает шумовые характеристики, методы их измерения и допустимые уровни шума автомобилей (мотоциклов) всех образцов, принятых на государственные, межведомственные, ведомственные и периодические контрольные испытания. В качестве основной характеристики внешнего шума принят уровень звука, который не должен превышать для легковых автомобилей и автобусов 85-92 дБ, мотоциклов – 80-86 дБ. Для внутреннего шума приведены ориентировочные значения допустимых уровней звукового давления в октавных полосах частот: уровни звука составляют для легковых автомобилей 80 дБ, кабин или рабочих мест водителей грузовых автомобилей, автобусов – 85 дБ, пассажирских помещений автобусов – 75-80 дБ.

Санитарные нормы допустимого шума обуславливают необходимость разработки технических, архитектурно-планировочных и административных мероприятий, направленных на создание отвечающего гигиеническим требованиям шумового режима, как в городской застройке, так и в зданиях различного назначения, позволяют сохранить здоровье и работоспособность населения.

Мероприятия по защите от автомобильного шума

Снижение городского шума может быть достигнуто в первую очередь за счёт уменьшения шумности транспортных средств.

К градостроительным мероприятиям по защите населения от шума относятся: увеличение расстояния между источником шума и защищаемым объектом; применение акустически непрозрачных экранов (откосов, стен и зданий-экранов), специальных шумозащитных полос озеленения; использование различных приёмов планировки, рационального размещения микрорайонов. Кроме того, градостроительными мероприятиями являются рациональная застройка магистральных улиц, максимальное озеленение территории микрорайонов и разделительных полос, использование рельефа местности и др.

Существенный защитный эффект достигается в том случае, если жилая застройка размещена на расстоянии не менее 25-30 м от автомагистралей и зоны разрыва озеленены. При замкнутом типе застройки защищёнными оказываются только внутриквартальные пространства, а внешние фасады домов попадают в неблагоприятные условия, поэтому подобная застройка автомагистралей нежелательна. Наиболее целесообразна свободная застройка, защищённая от стороны улицы зелёными насаждениями и экранирующими зданиями временного пребывания людей (магазины, столовые, рестораны, ателье и т.п.). Расположение магистрали в выемке также снижает шум на близрасположенной территории.

Загрязнение воздуха отработавшими газами автомобилей

Основная причина загрязнения воздуха заключается в неполном и неравномерном сгорании топлива. Всего 15% его расходуется на движение автомобиля, а 85% «летит на ветер». К тому же камеры сгорания автомобильного двигателя – это своеобразный химический реактор, синтезирующий ядовитые вещества и выбрасывающий их в атмосферу. Даже невинный азот из атмосферы, попадая в камеру сгорания, превращается в ядовитые окислы азота.

В отработавших газах двигателя внутреннего сгорания (ДВС) содержится свыше 170 вредных компонентов, из них около 160 – производные углеводородов, прямо обязанные своим появлением неполному сгоранию топлива в двигателе. Наличие в отработавших газах вредных веществ обусловлено в конечном итоге видом и условиями сгорания топлива.

Отработавшие газы, продукты износа механических частей и покрышек автомобиля, а также дорожного покрытия составляют около половины атмосферных выбросов антропогенного происхождения. Наиболее исследованными являются выбросы двигателя и картера автомобиля. В состав этих выбросов, помимо азота, кислорода, углекислого газа и воды, входят такие вредные компоненты, как окись углерода, углеводороды, окислы азота и серы, твёрдые частицы.

Состав отработавших газов зависит от рода применяемых топлива, присадок и масел, режимов работы двигателя, его технического состояния, условий движения автомобиля и др. Токсичность отработавших газов карбюраторных двигателей обуславливается главным образом содержанием окиси углерода и окислов азота, а дизельных двигателей – окислов азота и сажи.

К числу вредных компонентов относятся и твёрдые выбросы, содержащие свинец и сажу, на поверхности которой адсорбируются циклические углеводороды (некоторые из них обладают канцерогенными свойствами). Закономерности распространения в окружающей среде твёрдых выбросов отличаются от закономерностей, характерных для газообразных продуктов. Крупные фракции (диаметром более 1 мм), оседая поблизости от центра эмиссии на поверхности почвы и растений, в конечном счете, накапливаются в верхнем слое почвы. Мелкие фракции (диаметром менее 1 мм) образуют аэрозоли и распространяются с воздушными массами на большие расстояния.

В таблице основных загрязнителей воздушной среды, составленной Организацией Объединённых Наций, окись углерода, помеченная силуэтом автомобиля, стоит на втором месте.

Окислы азота токсичны для человека и, кроме того, обладают раздражающим действием. Особо опасной составляющей отработавших газов являются канцерогенные углеводороды, обнаруживаемые, прежде всего, на перекрёстках у светофоров (до 6,4 мкг/100 м3, что в 3 раза больше, чем в середине квартала).

При использовании этилированного бензина автомобильный двигатель выбрасывает соединения свинца. Свинец опасен тем, что способен накапливаться, как во внешней среде, так и в организме человека.

Уровень загазованности магистралей и примагистральных территорий зависит от интенсивности движения автомобилей, ширины и рельефа улицы, скорости ветра, доли грузового транспорта и автобусов в общем потоке и других факторов. При интенсивности движения 500 транспортных единиц в час концентрация окиси углерода на открытой территории на расстоянии 30-40 м от автомагистрали снижается в 3 раза и достигает нормы. Затруднено рассеивание выбросов автомобилей на тесных улицах. В итоге практически все жители города испытывают на себе вредное влияние загрязнённого воздуха.

На скорость распространения загрязнения и концентрацию его в отдельных зонах города значительно влияют температурные инверсии. В основном, они характерны для севера европейской части России, Сибири, Дальнего Востока и возникают, как правило, при штилевой погоде (75% случаев) или при слабых ветрах (от 1 до 4 м/с). Инверсионный слой выполняет роль экрана, от которого на землю отражается факел вредных веществ, в результате чего их приземные концентрации возрастают в несколько раз.

Из соединений металлов, входящих в состав твёрдых выбросов автомобилей, наиболее изученными являются соединения свинца. Это обусловлено тем, что соединения свинца, поступая в организм человека и теплокровных животных с водой, воздухом и пищей, оказывают на него наиболее вредное действие. До 50% дневного поступления свинца в организм приходится на воздух, в котором значительную долю составляют отработавшие газы автомобилей.

Поступления углеводородов в атмосферный воздух происходит не только при работе автомобилей, но и при разливе бензина. По данным американских исследователей в Лос-Анджелесе за сутки испаряется в воздух около 350 тонн бензина. И повинен в этом не столько автомобиль, сколько сам человек. Чуть-чуть пролили при заливке бензина в цистерну, забыли плотно закрыть крышку при перевозке, плеснули на землю при заправке на автозаправочной станции, и в воздух потянулись различные углеводороды.

Каждый автомобилист знает: вылить из шланга весь бензин в бак практически невозможно, какая-то часть его из ствола «пистолета» обязательно выплёскивается на землю. Немного. Но сколько сегодня у нас автомобилей? И с каждым годом их число будет расти, а, значит, будут увеличиваться и вредные испарения в атмосферу. Лишь 300 г бензина, пролитого при заправке автомобиля, загрязняют 200 тысяч кубических метров воздуха. Самый простой путь решения проблемы – создать заправочные автоматы новой конструкции, не позволяющие пролиться на землю даже одной капле бензина.

Альтернативные виды топлива

До конца XX столетия двигатель внутреннего сгорания остаётся основной движущей силой автомобиля. В связи с этим единственный путь решения энергетической проблемы автомобильного транспорта – это создание альтернативных видов топлива. Новое горючее должно удовлетворить очень многим требованиям: иметь необходимые сырьевые ресурсы, низкую стоимость, не ухудшать работу двигателя, как можно меньше выбрасывать вредных веществ, по возможности сочетаться со сложившейся системой снабжения топливом и др.

В значительно больших масштабах в качестве топлива для автомобилей будут использоваться заменители нефти: метанол и этанол, синтетические топлива, получаемые из углей. Их использование поможет существенно снизить токсичность и отрицательное воздействие автомобиля на окружающую среду.

Среди альтернативных видов топлива в первую очередь следует отметить спирты, в частности метанол и этанол, которые можно применять не только как добавку к бензину, но и в чистом виде. Их главные достоинства – высокая детонационная стойкость и хороший КПД рабочего процесса, недостаток – пониженная теплотворная способность, что уменьшает пробег между заправками и увеличивает расход топлива в 1,5-2 раза по сравнению с бензином. Кроме того, из-за плохой испаряемости метанола и этанола затруднён запуск двигателя.

Использование спиртов в качестве автомобильного топлива требует незначительной переделки двигателя. Например, для работы на метаноле достаточно перерегулировать карбюратор, установить устройство для стабилизации запуска двигателя и заменить некоторые подверженные коррозии материалы более стойкими. Учитывая ядовитость чистого метанола, необходимо предусмотреть тщательную герметизацию топливоподающей системы автомобиля.

Сделать двигатель «чистым» нетрудно. Надо лишь перевести его с бензина на сжатый воздух. Но эта идея не выдержала критики, когда речь заходит об автомобильных двигателях: далеко на таком «горючем» не уедешь. И американские специалисты предложили заменить сжатый воздух жидким азотом. Они даже разработали конструкцию автомобиля, в котором азот, расширяясь при испарении, будет толкать три поршня двигателя. А чтобы процесс испарения шёл активнее, азот предлагают впрыскивать в особую подогревательную камеру, где сжигается небольшое количество дизельного топлива. Такая схема при достаточной мощности обеспечит запас хода до 500 км.

Уголь является самым распространённым из невозобновляемых источников энергии. Ещё в 30-е годы в Германии было налажено производство синтетического автомобильного топлива из угля. Был даже период, когда за счёт него удовлетворялось около 50% потребности страны в бензине и дизельном топливе. Однако к 1953 году почти все установки по получению синтетического топлива в Европе были закрыты из-за нерентабельности, что объяснялось низкими ценами на импортируемую нефть. В настоящее время интерес к синтетическому топливу из угля проявляется во многих странах.

В последнее время широкое распространение получила идея использования чистого водорода в качестве альтернативного топлива. Интерес к водородному топливу объясняется тем, что в отличие от других это самый распространённый в природе элемент.

Водород – один из главных претендентов на звание топлива будущего. Для получения водорода могут быть применены различные термохимические, электрохимические и биохимические способы с использованием энергии Солнца, атомных и гидравлических электростанций и т.д.

Экологические преимущества водорода доказаны в ходе различных испытаний. Например, проведённые фирмой «Дженерал Моторс» сравнительные испытания 63-х экспериментальных автомобилей, работающих на всевозможных видах топлива, выявили, что у водородного «Фольксвагена» отработавшие газы менее вредные, чем всасываемый двигателем воздух.

В каком виде можно применять водород? Газообразный, даже сильно сжатый водород невыгоден, так как для его хранения нужны баллоны большой массы. Более реальный вариант – использование жидкого водорода. Правда, в этом случае необходимо устанавливать дорогостоящие криогенные баки со специальной термоизоляцией.

Заключение

Часто писатели-фантасты пишут произведения, в которых описывают мчащиеся по эстакадам поезда, похожие на ракеты, движущиеся по автострадам и улицам городов потоки ультрамодных автомобилей, «летящие» по морям и рекам суда на подводных крыльях и на воздушной подушке, исчерченное следами сверхзвуковых самолётов небо. Но хочется верить, что картина будет совсем иной. Грядущие поколения людей вернут Земле её первозданную красоту и чистоту. Улицы городов окажутся всецело во власти пешеходов, исчезнут клубы отработавших газов автомобилей. Коренным образом удастся усовершенствовать все виды транспорта, которые в полной мере сумеют удовлетворить постоянно возрастающие потребности в перевозках грузов и пассажиров, не угрожая при этом окружающей среде.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *